Журнально-публицистическая деятельность Чехова

Антон Павлович Чехов точно датировал начало своей журналистской деятельности: «В университете я начал работать в журналах с первого курса». Первые публикации появились на страницах столичных юмористических журналов «Зритель», «Будильник», петербургского журнала «Осколки».

В «Будильнике» Чехов печатал юмористический календарь, «Комические рекламы и объявления». В «Зрителе» открыл «Контору объявлений Антоши Ч.» В «Осколках» вел фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». Выступал под псевдонимом Рувер, Улисс, Антоша Чехонте и другими.

Жанровая палитра чеховских юмористических публикаций; афоризмы, анекдоты, зарисовки, каламбуры, святочные рассказы. Все перепробовал, кроме «романов, стихов и доносов». Он даже подписывал рисунки – деньги нужны были.

Редактор «Осколков» Лейкин требовал «легкого чтения» точно в срок и в объеме 100 строк. Эти условия сковывали автора, он не терпел спешки, поэтому ему нравилось сотрудничество с Сувориным – тот не делал временных рамок.

Темами его выступлений 1880х служили события столичной культурной жизни, например гастрольные спектакли Сары Бернар и театра Лентовского. Он описывал забавные жизненные ситуации: у отставного генерал-лейтенанта разболелись зубы («Лошадиная фамилия»). Сочиненные Чеховым юмористические сценки наводили читателя на серьезные размышления об угодничестве и приспособленчестве («Хамелеон»), обывательской пошлости («Контрабас и флейта»), беспринципности и бесчестии («Два газетчика»).

Чеховские журнальные публикации 1880х годов свидетельствуют о становлении его писательской манеры: глубокая психология, показ в повседневности, сочетание комического и драматического. Мастер короткого рассказа.

В творчестве раннего Чехова особое место занимает цикл его отчетов с заседаний московского окружного суда «Дело Рыкова и компании (от нашего корреспондента)»., помещенный в «Петербургской газете» в 1884 году за подписью «Рувер». Документально освещает ход процесса, понимает суть махинации Рыкова в банке. Перед читателем появляется портретная галерея обвиняемых, защитников, свидетелей. Чехова волнует нравственная сторона происходящего. Например, он замечает, что пострадали малоимущие в основном. Чехов находит самые выразительные черты в облике и характере, колоритные черты участников процесса. Отчеты-главки Чехова – мозаичная картина процесса. Неповторимая образность, лаконизм. Концовки отчетов резюмировали авторские наблюдения: «речи последних двух выступающих на суде изложению в сокращенном виде не подлежат, их красоты могут быть поняты только из прочтения подлинников».

Чехову не нравилось, что надо писать спешно, потом в «Петербургской газете» его сокращали часто.

«Остров Сахалин» - сплав документального и художественного.

Чехов, собираясь на Сахалин сказал: «...мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски... Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

1890 ГОД – начало путешествия. Пробыл 2 месяца.

В «Новом времени» вышли чеховские записки, думы по дороге - «По Сибири». «В них больше чеховских чувств и мыслей, чем Сибири», - говорил сам автор.Это плод раздумий и размышлений. Смертная казнь и пожизненные заключения для Чехова не альтернативные меры наказания. Он психологически глубоко проникает в судьбы людские. Возникает тема гражданской ответственности мыслящего человека за происходящее. Безразличие к заключенным ему непонятны в Христианском мире. Так в дороге определился ракурс изучения сахалинской жизни: каторжный остров и Россия, их настоящее и будущее.

Сахалин. 3 месяца. Сам переписал население методом анкетирования. Итог: Насильственная колонизация Сахалина бесперспективна. Чехов выделяет в населении острова конкретные социальные группы и всестронне их изучает: чиновники, ссыльнокаторжные, аборигены. Чиновники на Сахалине ничем не отличаются от московских.Чехов избегает развернутых портретных характеристик каторжных, отказывается от сенсационных описаний их биографий, он персонифицирует каторгу – будничное существование показывает. Единственный личностный рассаз - «Рассказ Егора»(Сахалин типичен для России, как и Егор для Сахалина. Посадили невиновного за убийство. Его ужаснула детская проституция, женщин-каторжанок прямо распределяли по смотрителям и прочим. По мнению автора, национальные меньшинства обречены на вымирание.

Показывая типичность картин сахалинской жизни для русской действительности, чехов одновременно подчеркивает своеобразие природных, климатических условий острова. Пейзаж в очерках выполняет различные функции: определяет тональность повествования, создает фон, с них начинается описание мест посещения, мрачные серые описания природы перед тюрьмами и символ вольной жизни – деревенский пейзаж противопоставляются. Чехов искусно использует цветовые эпитеты. Пейзаж дается в динамике, он сливается с описанием событий, фактов. Щедрая природа острова и легендарные исторические судьбы первооткрывателей Сахалина создают оптимистический настрой очерков.

Сахалинские очерки впервые печатаются в журнале «Русская мысль» за 1893 - 1894 год. Всего 19 глав, 20-21 не пропустила цензура. Чехов включил их в книгу, которая вышла в 1895 году в издании «Русская мысль» без предварительной цензуры. Сюда же вошла последняя 23 глава и ранее опубликованная в сборнике «Помощь голодающим» 22 глава.

На Сахалин после очерков Чехова отправилась комиссия под руководством начальника Главного тюремного управления, которая нашла положение каторжных неудовлетворительным. Последовали послабления: запрещены телесные наказания женщин, финансирование детских приютов, отмена пожизненной каторги. Среди читающих были добровольцы, желающие помочь сахалинцам. Сахалинские наблюдения легли в основу рассказов «В ссылке», «Убийство».

Предполагал написать работу, как Сахалин, про уезды (участвовал в переписи опять).

Врачебная работа во время эпидемии холеры.

В 1895 году Чехов подписался под петицией Николаю II в защиту свободы слова, а в 1902 году отказался от звания академика в связи с тменой царем избрания Горького в почетные члены Академии наук.

Чехов – гуманист до костей, в журналистике в том числе: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две ни выражались».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: