Эволюционизм

Теория эволюционизма, которую можно считать первой собственно этнологической теорией, стала формироваться с середины XIX в. Опираясь на ведущую научную парадигму конца XVIII в., нашедшую свое выражение в естественных и общественных науках того времени, а именно теории развития, этнологи-эволюционисты открыли и обосновали общие закономерности развития человеческой культуры. Основоположником этой школы был Г. Клемм, опубликовавший в 1843-1847 гг. свою пятитомную "Общую историю культуры человечества". Вскоре после этого австралийский юрист и этнолог И. Унгер опубликовал в 1850 г. свой основной труд "Брак и его всемирно-историческое развитие". В 1859 г. немецкий историк Т. Вайц опубликовал свою "Антропологию диких народов", где исследуются направления развития догосударственного периода.

Г. Клемма, Т. Вайца и И. Унгера можно считать первыми представителями эволюционистского взгляда в этнологии. Идеи эволюционизма были подхвачены в других странах и получили дальнейшее обоснование и развитие. Английским этнологам Э. Тайлору, Дж. Мак-Леннану и Дж. Лаббоку принадлежит заслуга первыми представить развернутую эволюционистскую концепцию. В Германии формирование эволюционизма было представлено О. Пешелем, А. Бастианом и И. Липпертом. Во Франции видным представителем эволюционизма был Ш. Ле-турно, а в США — Льюис Генри Морган. Российский эволюционизм связан с именами К. Д. Кавелина, Л. Я. Штернберга, Н. И. Зибера и М. М. Ковалевского.

Выдающимся представителем эволюционистской школы в этнологии является знаменитый английский ученый Эдуард Тайлор (1832-1907). Свою эволюционистскую концепцию развития Тайлор в завершенном виде изложил в труде "Первобытная культура", вышедшем в 1871 г. Вместе со Спенсером он считается классиком эволюционизма в этнологии. Тайлор рассматривал историю культуры как процесс поступательного развития ("наука о культуре есть наука о реформах"), выражающийся в совершенствовании форм орудий, видов искусства, верований и культов. Тайлор ввел в науку понятие "пережитков", которые считал "живым свидетельством, или памятником прошлому", и на этой основе определял историческую связь явлений культуры, вскрывал исторические корни многих непонятных или обретших новый смысл обычаев и обрядов.

Из всех явлений культуры наибольшее значение Тайлор придавал религиозным верованиям первобытных народов, исследуя которые, он выдвинул анимистическую теорию происхождения религий. Изучая верования "отсталых" народов, Тайлор подходил к ним с позиции единства человечества и его культуры. Он видел источник религиозного мировоззрения в психической деятельности индивидов, сводя последнюю к сознательной рациональной деятельности. В основе верований и обрядов "дикарей" лежит, как он полагал, "вера в духовные существа", т. е. в души и в духов, которую он обозначил термином "анимизм". Тайлор ввел в историю религии идею развития генетической связи между первобытными и развитыми религиями.

Г. Спенсер (1820-1903) — известный английский философ и социолог, один из основоположников эволюционизма в этнологии. Спенсер полагал, что с ранних стадий человеческой истории природа человека медленно адаптируется. Под воздействием этих процессов происходят изменения человеческих качеств, они постепенно аккумулируются в популяции, передаваясь через традицию. Общество, по Спенсеру, развивается под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам он относил влияние географической среды, а также соседних обществ и народов, к внутренним — физическую природу человека, разнообразие рас, особые психические качества каждого народа.

А. Бастиан (1826-1905) — основоположник немецкой этнологии и эволюционизма в Германии — в своей работе "Общие основания этнологии", вышедшей в 1871 г., исходил из так называемой клеточной теории, которую он сочетал с концепцией географических провинций. Под клетками он имел в виду "элементарные идеи", первичные культурные элементы. В его понимании у географических первобытных людей одинаковая психическая структура, так как они обладают самой простой системой адаптации к историко-географическим условиям. Единство человеческой психики выражается в элементарных идеях, схожих у разных народов и отражающих единство человеческой культуры. Каждый народ формирует круг собственных идей, который определяет содержание культуры данного народа, но при контактах с другими народами заимствуются новые элементарные идеи, которые стимулируют развитие культуры. Культурное развитие человечества происходит в процессе активных взаимоотношений с окружающей средой. Чем больше народ связан со своей географической средой, тем меньше он подвергается историческим изменениям.

Огромный вклад в этнологию внес выдающийся американский ученый Л. Морган (1818-1881), занимающий среди основоположников эволюционизма особое место. Будучи ученым-любителем, он почти 40 лет своей жизни посвятил сначала изучению группы индейских племен США — ирокезов, а затем других индейских племен Америки и народов других частей света. В 1840 г. он основал общество "Великий орден ирокезов", имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. В основном сочинении Моргана "Древнее общество" рассмотрены три важные этнологические проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, история формирования семейно-брачных отношений и периодизация истории человечества.

Ядром учения Моргана является обоснованная им на огромном фактическом материале теория о едином пути развития человеческого общества, об универсальности родовой организации. По Моргану, родовая организация была тем орудием, посредством которого общество было организовано и сохранилось. Теория Моргана сыграла большую роль в опровержении патриархальной теории, по которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощающая принципы частной собственности и власти отца.

Эволюционистская школа создала первую стройную концепцию развития человечества и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии, т. е. непрерывного перехода от простого состояния к более сложному. Культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных постепенных изменений. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

Однако по мере дальнейшего развития науки, накопления новых фактических данных к концу XIX в. все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционистской теории, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни. Собранный новый этнографический материал нередко не подтверждал эволюционистские концепции. Необходимы были поиски путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения. И тогда появились новые направления и школы, имевшие, как правило, антиэволюционную направленность, подвергающие сомнению теории исторического пути развития общественных явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: