Педагог как субъект педагогической деятельности. Мотивы и цели педагогической деятельности. Уровни педагогической деятельности и их характеристика

Педагог как часть целостного педагогического процесса выполняет следующие функции:

1. Функция руководителя, организатора (организует и руководит учебной деятельностью) 2. Адаптивная функция (помогает детям приспособиться и реализовать свои возможности в меняющихся условиях) 3.Функция превращения объекта воспитания в субъекта 4. Превращение общественно значимого содержания в акт индивидуального познания (размышления над знаниями учащегося)

В педагогической деятельности учитель занимает определенную позицию. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:· информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);· друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;· советчика, если использует осторожное уговаривание;· просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;· вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. С одной стороны, это взаимосвязь научно-теоретической и практической подготовки, а с другой стороны – психологическая и физическая готовность педагога. В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, включающую в себя:

1) интерес к профессии педагога (является основой педагогической направленности и выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями),

2) педагогическое призвание (склонность к профессии педагога, выражающаяся в осознании способности к педагогическому делу, иногда может проявиться только при включении в практическую педагогическую деятельность),

3) профессиональные педагогические намерения и склонности.

Особенности педагогического мышления. Педагог как творческая личность. Составляющие творческого потенциала личности педагога, формирование и развитие их в ходе самостоятельной творческой деятельности.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.

Это обстоятельство требует полного и всестороннего исследования творческих особенностей педагогического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: