Экономические воззрения социалистов-утопистов начала XIX в

В ранних социалистических утопиях речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Однако в первой половине XIX в. под влиянием пред­ставителей классической политической экономии доктрины соци­алистов-утопистов претерпели изме­нения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыс­лением новых эк-ких реалий, которые нашли свое отра­жение в разработках лидеров нового поколения этой школы эк-кой мысли, и, прежде всего, Р. Оуэна в Англии и К. Сен-Симона и Ш. Фурье во Франции.

В частности, они, как и классики, рату­ют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного пр-ва, считая это главной целью эк-кой политики. Кроме того, и те и другие придерживаются концепции естественного порядка, т.е. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность этих моделей и пути их построения у тех и других диаметрально проти­воположны.

Социалисты-утописты не приемлют (Оуэн) либо критикуют (Сен-Симон и Фурье) институт частной собственности, а также осуждают идею и прак­тику экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции, видя в последней причину не только эксплуатации человека чело­веком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни и, соответственно, экономических кризисов. Следует также отметить, что, с одной стороны, социалисты-утописты нового поколения, как и их предшественники, отрицают как возможность эволюционных социально-эк-ких преобразований к лучшему, так и необходимость революционной, т. е. насильственной, ломки «эксплуататорского» общества.

РОБЕРТ ОУЭН (1771-1858) – английский социалист-утопист, автор ряда работ, содержащих проекты социалистических преобра­зований. Его теоретические воззрения в части трактовки стоимости близ­ки к классикам, особенно Рикардо. В частности, он безоговорочно принял у них трудовую теорию стоимости, хотя, в отличие от них, не допускал положения о том, что ценность товара включает в себя еще и прибыль. Именно несправедливость возникновения последней, на его взгляд, является причиной обездоленности рабочих и эк-ких кризисов. Не разделял Оуэн и мальтусовскую теорию народонаселения, полагая, что «при правильном руководстве физическим трудом... страны могут давать средства существования безгранично возрас­тающему в численности населению».

КЛОД АНРИ ДЕ РУБРУА СЕН-СИМОН (1760-1825) – французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дво­рянского звания. Для Сен-Симона социальная система с экономикой свобод­ной конкуренции – это не просто переходный этап между уходя­щим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социаль­ной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости. Однако следует отметить, что в отличие от всех других пред­ставителей утопического социализма, в том числе даже своих пос­ледователей, Сен-Симон не отвергает частную собственность при социализме, подчеркивая, что «именно этот институт служит основой общественного здания» и что необходим «закон, устанав­ливающий собственность и регулирующий пользование ею».

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772-1832) – французский социалист-утопист, предложивший не менее оригинальную модель «справедливого» социального устройства будущего, чем его современники Оуэн и Сен-Симон Выходец из купеческой семьи, торговый агент по профессии и самоучка в различных областях науки, Фурье в своих трудах гнев­но критикует классическую политическую экономию и восхваляемую ее представителями экономику свободной конкуренции. Он предла­гает покончить с порочной эксплуататорской системой так назы­ваемого цивилизованного общества и перейти посредством реформ к новому «социетарному миру», осознав заранее (благодаря агитации, пропаганде и личному примеру) достоинства рекомендуемых им ассоциативных образований – «фаланстеров».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: