Природа и закономерности современных международных отношений

Падение берлинской стены ознаменовало начало нового этапа в МО как в мире, так и в науке. Пала биполярная система и весь мир ждал сближения Запада и Востока. Наука ожидала глобальных изменений на основе общегуманитарных, модальных принципов, что распадутся НАТО, СЭВ и другие организации военного типа. Этого не произошло.

Проблема закономерностей современных МО остается наименее разработанной и наиболее дискуссионной. В конце 20 века оказались не состоятельными теории о связи социальные закономерности с закономерностями развития мировой системы.

Сторонники полит реализма пытаются доказать мысль о том, что в основе МП лежат объективные и неизменные законы полит поведения. Законы МО существуют и тесно связаны с потребностями людей в безопасности, процветании, развитии. Сторонники полит реализма предложили рассматривать современную ситуацию с т.з. сущности МП. По их мнению главной особенностью современной МП является постоянное стремление великих держав к сохранению на мировой арене существующей ситуации (если она их устраивает, а если нет, то пытаются изменить её в свою пользу). Это приводит к особой конфигурации взаимоотношений, получившей название баланс сил.

В свою очередь неореалисты в основе современных закономерностей МО предлагают видеть не природу человека, а социальные факторы. Главный фактор в современном мире – это взаимозависимость в поведении государств. Поэтому, чтобы говорить о закономерностях необходимо изучить особенность межгосударственной системы. Но как и полит реалисты неореалисты говорят, что в основе всех МО лежит государство.

Т.о. основными закономерностями по их мнению являются:

1. Бесспорная и приоритетная роль гос-ва как единственного международного актора.

2. Обусловленность внешней политики государств национальными интересами.

3. Сила, прежде всего военная, является главным средством достижения цели.

4. Решающая роль в мировой политике принадлежит великим державам.

5. Баланс сил как средство поддержания международной стабильности, которая является главным регулятором международного порядка.

С т.з. неолибералов эти закономерности никогда не были бесспорными, а в современном мире потеряли свою достоверность вообще.

Во-первых частные субъекты и небольшие государства в современном мире стали располагать гораздо большими возможностями.

Во-вторых одновременно снижается возможность великих державы использовать традиционные силовые потенциалы для достижения целей.

В-третьих сила становится всё менее применяемой и менее принудительной.

В-четвёртых закономерность национального интереса теряет прежнее значение.

В-пятых современные МО дают всё меньшие основания рассматривать их как межгосударственные взаимодействия.

В-шестых такие понятия как безопасность, территориальная неприкосновенность, лояльность власти, гос суверенитет теряют свой смысл.

На основе всех этих теоретических тенденций был выработан ряд универсальных закономерностей современных МО:

1. Возрастающая взаимозависимость мира под влиянием микроэлектронной революции, революции средств связи, транспорта и коммуникаций. Результатом этого стало вторжение в сферу мировой политики нетрадиционных акторов: финансовых фирм, мультинациональных корпораций, частных групп, мафиозных структур и демографических потоков. Гос-во не в состоянии контролировать их деятельность, которая осуществляется в обход гос суверенитета. Тем самым внутренняя и международная политика государства становятся всё более взаимопроникаемыми. В итоге МО становятся транснациональными и менее управляемыми.

2. По мнению неомарксистов в исследовании закономерностей МО лежит экономическое и социальное неравенство. Они согласны с тем, что господствующая капиталистическая мирсистема меняет роль национального суверенитета, что роль государства сводится лишь к помощи рыночным силам. Основная их мысль - мысль о противоречивости таких тенденций в МО как глобализация, рост демократизации и изменения роли государства.

Государства не единственные участники МО. Политика в отношении новых акторов не может строиться на традиционном понимании. Представление о МП как о соперничестве гос-в должно быть скорректировано, главной тенденцией должна стать тенденция, направленная на формирование коллективной безопасности.

3. По мнению неолибералов, главным регулятором МО являются нравственные нормы, которые кодифицируются в правовых институтах.

По мнению транснационалистов основным средством поддержания международного порядка должны быть нормы наднационального характера.

Полит реалисты и неомарксисты считают, что международное право не должно абсолютизироваться, т.к. может противоречит национальным интересам.

Все школы сходятся, что международное право в конце 20века ставит своей целью формирование единого правового пространства при сохранении независимости государств. Однако невозможно предопределить исход конфликта между глобальной солидарностью и ценностями конкретной культуры.

4. Функционирование международных систем. Представители всех школ признают, что растущую роль в международной системе играет экономика.

Однако неореалисты рассматривают экономику как ресурс власти.

Неолибералы – как фактор процветания и богатства государства.

Неомарксисты – экономика главный потенциал развития международной системы.

Закономерности МО Реализм и неореализм Неолиберализм Неомарксизм Положения, разделяемые в той или иной мере всеми школами
1. Основная тенденция современного этапа МО Ничего нового со времён Фукидида не изменилось, нового не появилось, основным движущим мотивом остаётся национальный интерес. Суть международной политики – борьба за власть. Возрастает взаимозависимость мира, и соответственно совместных интересов и ценностей. Усиление несимметричности во взаимозависимости и усилившаяся борьба между центром и периферией. Усиление системного характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается сегодня человечество.
2. Акторы Главный актор – государство. Растёт число и многообразие международных акторов и связанная с этим фрагментация МО. Государства становится проводником интересов в мир экономики и находятся под наиболее влиятельными развитыми странами запада во главе с США. Многообразие международных акторов при ведущей роли государства.
3. Регулирование МО. Главный регулятор - баланс сил. Рыночные механизмы (спрос, конкуренция), возрастание роли права и международных институтов. Всё это ведёт к демократизации МО. Главный регулятор – борьба развитых и неразвитых государств. Роль демократических институтов, международного права и рыночных механизмом растёт, но в разных измерениях сила остаётся важнейшим регулятором.
4. Роль структурных факторов международной системы. Детерминирующая роль международной системы и её структуры в поведении государств. Усиление роли экономики, трансформация мировой системы, и связанная с этим глобализация. Определяющая роль принадлежит экономике и глобализации. Растущая роль экономики.
Представители Уолтс, Бузан, Аронд Кео Хейн, Джорж Найн, М. Николсон, Снупс Валлерстайн, Самин Амин, М. Рогальски, Кокс  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: