Изречения. Фрейд З.: «Наше понимание с самого начала было дуалисти­ческим, и оно теперь острее, чем прежде, с тех пор как мы эти противоположности обозначаем не как

Фрейд З.: «Наше понимание с самого начала было дуалисти­ческим, и оно теперь острее, чем прежде, с тех пор как мы эти противоположности обозначаем не как первичные позывы «Я» и сексуальные первичные позывы, а как первичные позывы жизни и первичные позывы смерти».

«...агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной и инстинктивной предрасположенностью».

«Инстинкт смерти становится инстинктом деструктивности, когда он направлен вовне, на объекты — с помощью специаль­ных органов. Живое существо, так сказать, сохраняет свою соб­ственную жизнь, разрушая чужую».

«Агрессия интроецируется, переносится внутрь, иначе гово­ря, возвращается туда, где она, собственно, возникла, и направ­ляется против собственного Я. Там она перехватывается той ча­стью Я, которая противостоит остальным частям как Сверх-Я, и теперь в виде совести использует против Я ту же готовность к агрессии, которую Я охотно удовлетворило бы на других, чуж­дых ему индивидах».

«...речь идет не о том, чтобы полностью устранить человече­скую склонность к агрессии; можно попытаться так изменить ее направление, чтобы она не обязательно находила свое выраже­ние в виде войны».

«К счастью, агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, но всегда сопряжены с эротическими. Эти по­следние в условиях созданной человеком культуры могут мно­гое смягчить и предотвратить».

«Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно дол­жно продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструк­тивности. Эта борьба — сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозна­чить как борьбу рода за выживание».

«Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удаст­ся ли — и в какой мере — обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человече­ского существования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюда немалая доля их теперешнего беспокойства, их не­счастья, их тревоги. Остается надеяться, что другая из «небес­ных властей» — вечный Эрос — приложит свои силы, дабы от­стоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?»

Контрольные вопросы

1. Что такое инстинкт жизни и инстинкт смерти с точки зре­ния Фрейда?

2. Каково соотношение между инстинктом смерти и инстин­ктом агрессивности?

3. В чем состоит агрессия совести?

4. Возможно ли устранение склонности человека к агрессии?

5. Является ли извечной борьба между Эросом и Танатосом?

Литература

1. Додельцев Р.Д. Концепция культуры З. Фрейда. — М., 1989.

2. Додельцев Р.Д. Фрейдизм: культурология, психология, филосо­фия. - М., 1997.

З. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 103-134, 258-269.

4. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 173-192.

5. Фрейд З. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 325-337.

6. Фрейд З. Размышления о войне и смерти // Архетип. — 1995. — № 2. - С. 17-24.

7. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16-29.

Тема 16 Психоанализ и этика

Представления Фрейда о нравственных основаниях человека. «Добрая» и «злая» природа человека. «Темные» стороны челове­ческой души.

Вытеснение «дурных» побуждений в бессознательное. Прояв­ление «злого» начала в сновидениях. Ответственность как чувст­во вины.

Сексуальные влечения и нравственные ограничения. Любовь и ненависть. Антисоциальное поведение и совесть.

Психоаналитическое понимание происхождения совести. Категорический императив Канта. Онтогенетические и филоге­нетические основания совести.

Роковая неизбежность чувства вины. Постоянный рост чув­ства вины. Роль чувства вины в культуре.

Вина и раскаяние. Нравственное сознание. Эдипов комплекс как источник возникновения нравственности.

«Сверх-Я» культуры. Этические требования культурного «Сверх-Я».

Ограничения религиозной этики. Невыполнимость религи­озной максимы «возлюби ближнего».

Этика как попытка терапевтического воздействия на чело­века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: