Фрейд З.: «Во все времена этике придавали огромное значение, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний. Действительно, этика обращается к тому пункту, в котором легко распознать самое больное место культуры».
«...этика представляет собой ограничение влечений».
«Нам не следует торопиться с введением таких оценочных категорий, как добро и зло».
«...вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий, от которых человек ожидает улучшения и облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят только вред».
«...психоанализ только подтверждает старое изречение Платона, что добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности».
«Это страшное злое — просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни, открытое проявление которого мы можем найти у ребенка, но чего мы отчасти не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от ребенка этического совершенства. Сновидение, спустившись на эту ступень, создает впечатление, будто оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь заблуждение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений».
«Мы подчеркиваем злое в человеке только потому, что другие отрицают его, отчего душевная жизнь человека становится хотя не лучше, но непонятнее. Если мы откажемся от односторонней этической оценки, то, конечно, можем найти более правильную форму соотношения злого и доброго в человеческой природе».
«Совесть представляет собой внутреннее восприятие недопустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в каких доказательствах, что она сама по себе несомненна».
«Раскаяние — это общее обозначение реакций Я на чувство вины».
«Даже если человек вытеснил свои дурные побуждения в бессознательное и хотел бы убедить себя, что он за них не ответствен, он все-таки вынужден чувствовать эту ответственность как чувство вины по неизвестной ему причине».
«Заповедь «возлюби ближнего» способствует человеческой агрессивности и является изумительным примером непсихологичности действий культурного Сверх-Я».
«Сверх-Я культуры формирует свои идеалы и требования, к которым относятся и объединяемые под именем этики требования к взаимоотношениям между людьми».
«Этику можно понять как попытку терапевтического воздействия, как усилие достичь с помощью заповедей Сверх-Я того, что не сумела сделать вся остальная работа культуры. Речь здесь идет о том, как устранить с пути культуры самое серьезное препятствие — конститутивную агрессивность человека».
Контрольные вопросы
1. Каковы представления Фрейда о нравственной природе человека?
2. Почему Фрейд подчеркивал «злое» начало в человеке?
3. В чем состоит специфика психоаналитического понимания нравственности?
4. Какова психоаналитическая трактовка происхождения совести и вины?
5. Что такое этика с психоаналитической точки зрения?
Литература
1. Бородай Ю.М. Проблема совести в психоанализе // Философская и социологическая мысль. — 1989. — № 12.
2. Леибин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М„ 1990. - С. 155-182.
З. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 115-134.
4. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 329-336.
5. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16-20.
Тема 17 Индивидуальная и социальная психология
Психология личности как предмет психоаналитического исследования. Нарциссизм и нормальное сексуальное развитие человека. Первичный нарциссизм ребенка.
Сексуальные влечения и влечения Я, «Я—либидо» и «объект-либидо». Нарциссический и опорный типы выбора объекта любви. Сублимация и идеализация. Нарциссизм и идеальное Я. От идеала Я к пониманию психологии масс. Нарциссические и социальные душевные процессы.
Изменения в душевной деятельности человека, находящегося в коллективе. Регресс к примитивной душевной деятельности. Внушение, подражание, либидо.
Либидозная структура церкви и армии. Либидозные связи с вождем и другими индивидами. Ограничение нарциссизма и выгода от сотрудничества. Идентификация как один из механизмов эмоциональной связи. Первоначальная форма эмоциональной связи с объектом. Интроекция объекта в Я. Аффективная общность через связь с вождем.
Влюбленность и идеализация. Гипноз и гипнотическая связь. Идентификация индивидов между собой.
Человек — не стадное животное, а животное орды. Масса как ожившая первобытная орда. Психология массовых индивидов и психология вождя. Идеализированная переработка условий первобытной орды. Праотец, идеал Я, вождь массы. Идентификация и замещение идеала Я объектом.
Индивид, массообразование, невроз. Противоборство между неврозом и массообразованием.