Изречения. Фрейд З.: «Во все времена этике придавали огромное значе­ние, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний

Фрейд З.: «Во все времена этике придавали огромное значе­ние, ожидали от нее чрезвычайно важных деяний. Действитель­но, этика обращается к тому пункту, в котором легко распо­знать самое больное место культуры».

«...этика представляет собой ограничение влечений».

«Нам не следует торопиться с введением таких оценочных категорий, как добро и зло».

«...вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий, от которых человек ожидает улучшения и облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят только вред».

«...психоанализ только подтверждает старое изречение Пла­тона, что добрыми являются те, которые довольствуются снови­дениями о том, что злые делают в действительности».

«Это страшное злое — просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной жизни, открытое проявление которо­го мы можем найти у ребенка, но чего мы отчасти не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от ребенка этического совершенства. Сновидение, спустившись на эту сту­пень, создает впечатление, будто оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь заблуждение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было предположить после толкования сновидений».

«Мы подчеркиваем злое в человеке только потому, что дру­гие отрицают его, отчего душевная жизнь человека становится хотя не лучше, но непонятнее. Если мы откажемся от односто­ронней этической оценки, то, конечно, можем найти более пра­вильную форму соотношения злого и доброго в человеческой природе».

«Совесть представляет собой внутреннее восприятие недо­пустимости известных имеющихся у нас желаний; но ударение ставится на том, что эта недопустимость не нуждается ни в ка­ких доказательствах, что она сама по себе несомненна».

«Раскаяние — это общее обозначение реакций Я на чувство вины».

«Даже если человек вытеснил свои дурные побуждения в бес­сознательное и хотел бы убедить себя, что он за них не ответст­вен, он все-таки вынужден чувствовать эту ответственность как чувство вины по неизвестной ему причине».

«Заповедь «возлюби ближнего» способствует человеческой агрессивности и является изумительным примером непсихологичности действий культурного Сверх-Я».

«Сверх-Я культуры формирует свои идеалы и требования, к которым относятся и объединяемые под именем этики требова­ния к взаимоотношениям между людьми».

«Этику можно понять как попытку терапевтического воздей­ствия, как усилие достичь с помощью заповедей Сверх-Я того, что не сумела сделать вся остальная работа культуры. Речь здесь идет о том, как устранить с пути культуры самое серьезное пре­пятствие — конститутивную агрессивность человека».

Контрольные вопросы

1. Каковы представления Фрейда о нравственной природе че­ловека?

2. Почему Фрейд подчеркивал «злое» начало в человеке?

3. В чем состоит специфика психоаналитического понимания нравственности?

4. Какова психоаналитическая трактовка происхождения со­вести и вины?

5. Что такое этика с психоаналитической точки зрения?

Литература

1. Бородай Ю.М. Проблема совести в психоанализе // Философская и социологическая мысль. — 1989. — № 12.

2. Леибин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­софия. - М„ 1990. - С. 155-182.

З. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992. — С. 115-134.

4. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. — Тбилиси, 1991. - С. 329-336.

5. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16-20.

Тема 17 Индивидуальная и социальная психология

Психология личности как предмет психоаналитического ис­следования. Нарциссизм и нормальное сексуальное развитие человека. Первичный нарциссизм ребенка.

Сексуальные влечения и влечения Я, «Я—либидо» и «объ­ект-либидо». Нарциссический и опорный типы выбора объекта любви. Сублимация и идеализация. Нарциссизм и идеальное Я. От идеала Я к пониманию психологии масс. Нарциссические и социальные душевные процессы.

Изменения в душевной деятельности человека, находящего­ся в коллективе. Регресс к примитивной душевной деятельно­сти. Внушение, подражание, либидо.

Либидозная структура церкви и армии. Либидозные связи с вождем и другими индивидами. Ограничение нарциссизма и выгода от сотрудничества. Идентификация как один из меха­низмов эмоциональной связи. Первоначальная форма эмоци­ональной связи с объектом. Интроекция объекта в Я. Аффек­тивная общность через связь с вождем.

Влюбленность и идеализация. Гипноз и гипнотическая связь. Идентификация индивидов между собой.

Человек — не стадное животное, а животное орды. Масса как ожившая первобытная орда. Психология массовых индивидов и психология вождя. Идеализированная переработка условий пер­вобытной орды. Праотец, идеал Я, вождь массы. Идентификация и замещение идеала Я объектом.

Индивид, массообразование, невроз. Противоборство между неврозом и массообразованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: