Изречения. Фрейд З.: «Доктор Адлер, вы биолог, отсюда ваш упор на влияние недостаточности чувства органов

Фрейд З.: «Доктор Адлер, вы биолог, отсюда ваш упор на влияние недостаточности чувства органов. Вы социолог, поэто­му другая половина вашей теории основана на размышлениях о влиянии общества, в котором вырастает человек, на формиро­вание его характера. Там и здесь есть элементы истины, но это еще отнюдь не рабочая гипотеза, на которую следует опираться психоанализу».

Адлер А.: «Так же как неполноценный орган создает невы­носимую ситуацию, следствием которой являются многочис­ленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не по­чувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, так и душа ребенка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, кото­рая должна создать надстройку над его чувством неполноцен­ности».

«Внешнее облачение стремления к власти чаще всего со­здается по схеме "мужчина—женщина", "низ—верх", "все или ничего", иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок».

«...Любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели».

«Из этой самодавлеющей целенаправленности проистекает целостность личности; так, в психическом органе проявляется телеология, которая может быть понята как искусная уловка и собственная конструкция индивида, как окончательная компен­сация вездесущего человеческого чувства неполноценности».

«Индивидуальная психология стремится к углублению зна­ния о человеке, которое можно получить, лишь выяснив отно­шение индивида к своим социально установленным задачам».

«Социальный интерес — это подлинная и необходимая ком­пенсация естественных слабостей индивидов».

«То, что отличает невротика от здорового, заключается в бо­лее сильной "защитной тенденции" больного, которой он осна­щает свой жизненный план».

Контрольные вопросы

1. В чем сущность идей А. Адлера о чувстве неполноценно­сти, компенсации и сверхкомпенсации?

2. Что понимается Адлером под стремлением к власти и пре­восходству?

3. Как трактуется социальный интерес в индивидуальной психологии?

4. Что такое телеология и какова конечная цель человека с точки зрения А. Адлера?

5. Каковы основные задачи терапии, сформулированные в рамках индивидуальной психологии?

6. В чем состоят основные сходства и различия между клас­сическим психоанализом З. Фрейда и индивидуальной психоло­гией А. Адлера?

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.

3. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.

4. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

5. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов-на-Дону, 1998.

6. Лейбин В.М Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1997.

Тема 3 Аналитическая психология К.Г. Юнга

Краткая биография. Этапы становления и развития клиниче­ской и научной деятельности. Поддержка классического психо­анализа и идейные расхождения с З. Фрейдом. Основные рабо­тыЮнга.

Психологические типы. Экстравертная и интровертная уста­новки личности. Компенсирующее отношение бессознательного к сознанию. Комплексы.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость".

Конструктивный метод исследования бессознательного. Амплификативный метод интерпретации. Понятие синхронистичности. Активное воображение.

Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические сту­пени аналитической психологии. От воспитания к самовоспита­нию.

Индивидуализм и индивидуация. Цель индивидуации. Самость как цель жизни.

Проблема души современного человека. Запад и Восток. Сим­волы бессознательного, мандала, мифы, алхимия. Аналитическая психология XX века или западная йога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: