Фрейд З.: «Доктор Адлер, вы биолог, отсюда ваш упор на влияние недостаточности чувства органов. Вы социолог, поэтому другая половина вашей теории основана на размышлениях о влиянии общества, в котором вырастает человек, на формирование его характера. Там и здесь есть элементы истины, но это еще отнюдь не рабочая гипотеза, на которую следует опираться психоанализу».
Адлер А.: «Так же как неполноценный орган создает невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, так и душа ребенка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности».
«Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме "мужчина—женщина", "низ—верх", "все или ничего", иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок».
|
|
«...Любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять человека, может быть осмыслено и понято лишь как движение к цели».
«Из этой самодавлеющей целенаправленности проистекает целостность личности; так, в психическом органе проявляется телеология, которая может быть понята как искусная уловка и собственная конструкция индивида, как окончательная компенсация вездесущего человеческого чувства неполноценности».
«Индивидуальная психология стремится к углублению знания о человеке, которое можно получить, лишь выяснив отношение индивида к своим социально установленным задачам».
«Социальный интерес — это подлинная и необходимая компенсация естественных слабостей индивидов».
«То, что отличает невротика от здорового, заключается в более сильной "защитной тенденции" больного, которой он оснащает свой жизненный план».
Контрольные вопросы
1. В чем сущность идей А. Адлера о чувстве неполноценности, компенсации и сверхкомпенсации?
2. Что понимается Адлером под стремлением к власти и превосходству?
3. Как трактуется социальный интерес в индивидуальной психологии?
4. Что такое телеология и какова конечная цель человека с точки зрения А. Адлера?
5. Каковы основные задачи терапии, сформулированные в рамках индивидуальной психологии?
6. В чем состоят основные сходства и различия между классическим психоанализом З. Фрейда и индивидуальной психологией А. Адлера?
Литература
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М., 1995.
2. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997.
|
|
3. Адлер А. О нервическом характере. — СПб.; М., 1997.
4. Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.
5. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов-на-Дону, 1998.
6. Лейбин В.М Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1997.
Тема 3 Аналитическая психология К.Г. Юнга
Краткая биография. Этапы становления и развития клинической и научной деятельности. Поддержка классического психоанализа и идейные расхождения с З. Фрейдом. Основные работыЮнга.
Психологические типы. Экстравертная и интровертная установки личности. Компенсирующее отношение бессознательного к сознанию. Комплексы.
Индивидуальное и коллективное бессознательное. Понятие архетипа. "Персона", "Тень", "Анима", "Анимус", "Самость".
Конструктивный метод исследования бессознательного. Амплификативный метод интерпретации. Понятие синхронистичности. Активное воображение.
Психотерапия как лечение души. Психотерапевтические ступени аналитической психологии. От воспитания к самовоспитанию.
Индивидуализм и индивидуация. Цель индивидуации. Самость как цель жизни.
Проблема души современного человека. Запад и Восток. Символы бессознательного, мандала, мифы, алхимия. Аналитическая психология XX века или западная йога.