Фрейд З.: «Искусство, как мы давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примиряет с принесенными им жертвами».
«В одной только области всемогущество мысли сохранилось в нашей культуре — в области искусства. В одном только искусстве еще бывает, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественной иллюзии — будит эффекты, как будто бы она представляла собой нечто реальное. С правом говорят о чарах искусства и сравнивают художника с чародеем, но это сравнение, быть может, имеет большее значение, чем то, которое в него вкладывают».
«Если враждебная действительности личность обладает психологически еще загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким необходимым путем к действительности».
«Поэт делает то же, что и играющее дитя; он создает мир, к которому относится очень серьезно, т.е. вносит много увлечения, в то же время отделяя его от действительности».
«...сильное настоящее переживание будит в писателе старое воспоминание, большею частью относящееся к детскому переживанию, исходному пункту желаний, которое находит осуществление в произведении».
«Я того мнения, что всякое эстетическое наслаждение, данное нам писателем, носит характер этого «преддверия наслаждения» и что настоящее наслаждение от поэтического произведения объясняется освобождением от напряжения душевных сил. Быть может, этому немало способствует и то обстоятельство, что писатель приводит нас в такое состояние, когда мы можем тут же получать удовольствие от собственных фантазий, не испытывая ни стыда, ни упреков за них».
«К сожалению, перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить оружие».
«Так как художественное дарование и работоспособность тесно связаны с сублимированием, то мы должны прибавить, что и сущность художественной деятельности также недоступна психоанализу».
«Если психоанализ и не объясняет нам причины художественности Леонардо, то он все же делает для нас понятным проявления и изъяны его таланта».
Контрольные вопросы
1. Как Фрейд объясняет истоки возникновения искусства?
2. Что такое искусство с точки зрения психоанализа?
3. В чем состоит психоаналитический метод исследования художественных произведений?
4. Как и почему искусство воздействует на человека?
5. Какие ограничения в понимании художественного творчества свойственны психоанализу?
Литература
1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 95-113.
2. Додельцев Р.Ф. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование. — М., 1995. — С. 5-16.
3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 88-103.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 377-378.
5. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.
6. Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.
Тема 19 Психоанализ, философия, мировоззрение
Отношение Фрейда к философии. Метафизика и метапсихология. Скрытые симпатии и критика философских систем прошлого. Среднее место между медициной и философией.
Психоаналитическая философия.
Человек как основной объект исследования. Психология и философия человека.
Психоаналитическая теория познания. Эвристические методы и приемы осознания бессознательного.
Психоанализ и основные философские направления XX столетия.
Психоанализ и мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Марксизм. Научное мировоззрение.