Изречения. Фрейд З.: «Искусство, как мы давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные

Фрейд З.: «Искусство, как мы давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примиряет с принесенными им жертвами».

«В одной только области всемогущество мысли сохранилось в нашей культуре — в области искусства. В одном только искусстве еще бывает, что томимый желаниями человек создает нечто похо­жее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художествен­ной иллюзии — будит эффекты, как будто бы она представляла собой нечто реальное. С правом говорят о чарах искусства и срав­нивают художника с чародеем, но это сравнение, быть может, имеет большее значение, чем то, которое в него вкладывают».

«Если враждебная действительности личность обладает пси­хологически еще загадочным для нас художественным дарова­нием, она может выражать свои фантазии не симптомами бо­лезни, а художественными творениями, избегая этим невроза и возвращаясь таким необходимым путем к действительности».

«Поэт делает то же, что и играющее дитя; он создает мир, к которому относится очень серьезно, т.е. вносит много увлече­ния, в то же время отделяя его от действительности».

«...сильное настоящее переживание будит в писателе старое воспоминание, большею частью относящееся к детскому пере­живанию, исходному пункту желаний, которое находит осуще­ствление в произведении».

«Я того мнения, что всякое эстетическое наслаждение, дан­ное нам писателем, носит характер этого «преддверия наслажде­ния» и что настоящее наслаждение от поэтического произведе­ния объясняется освобождением от напряжения душевных сил. Быть может, этому немало способствует и то обстоятельство, что писатель приводит нас в такое состояние, когда мы можем тут же получать удовольствие от собственных фантазий, не испыты­вая ни стыда, ни упреков за них».

«К сожалению, перед проблемой писательского творчества психоанализ должен сложить оружие».

«Так как художественное дарование и работоспособность тес­но связаны с сублимированием, то мы должны прибавить, что и сущность художественной деятельности также недоступна пси­хоанализу».

«Если психоанализ и не объясняет нам причины художест­венности Леонардо, то он все же делает для нас понятным про­явления и изъяны его таланта».

Контрольные вопросы

1. Как Фрейд объясняет истоки возникновения искусства?

2. Что такое искусство с точки зрения психоанализа?

3. В чем состоит психоаналитический метод исследования ху­дожественных произведений?

4. Как и почему искусство воздействует на человека?

5. Какие ограничения в понимании художественного творче­ства свойственны психоанализу?

Литература

1. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968. — С. 95-113.

2. Додельцев Р.Ф. Психоанализ искусства // Художник и фантази­рование. — М., 1995. — С. 5-16.

3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 88-103.

4. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 377-378.

5. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. — М., 1991.

6. Фрейд З. Художник и фантазирование. — М., 1995.

Тема 19 Психоанализ, философия, мировоззрение

Отношение Фрейда к философии. Метафизика и метапсихология. Скрытые симпатии и критика философских систем про­шлого. Среднее место между медициной и философией.

Психоаналитическая философия.

Человек как основной объект исследования. Психология и философия человека.

Психоаналитическая теория познания. Эвристические мето­ды и приемы осознания бессознательного.

Психоанализ и основные философские направления XX столетия.

Психоанализ и мировоззрение. Религиозное мировоззрение. Марксизм. Научное мировоззрение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: