З. Фрейд: «Психоанализ создан мною, я был единственным, кто занимался им в течение десяти лет, и все недовольство, вызванное этим новым явлением у современников, оборачивалось критикой в мой адрес».
«С 1902 года вокруг меня собралась группа врачей, вознамерившихся изучать, практиковать и распространять психоанализ».
«Начиная с 1907 года, в пору, последовавшую за объединением венской и цюрихской школ, психоанализ испытал тот необычайный подъем, под знаком которого он пребывает по сей день, и о котором столь же неопровержимо свидетельствуют как распространение посвященных ему трудов наряду с интересом намеренных практиковать или изучать его врачей, так и участившиеся нападки в его адрес на конгрессах и в ученых кругах.»
«В Европе в 1911—1913 годах было две волны отхода от психоанализа, возглавлявшихся людьми, которые до тех пор играли важную роль в молодой науке, это Адлер и К. Г. Юнг. Оба выглядели довольно опасными и быстро снискали себе многих приверженцев».
«Критика встретила обоих еретиков весьма мягко; я добился лишь того, что и Адлер, и Юнг отказались от права называть свои учения "психоанализом". Сейчас, спустя десятилетие, можно констатировать, что обе эти попытки не причинили психоанализу вреда».
«Во Франции интерес к психоанализу был проявлен в литературных кругах. Чтобы понять это, необходимо вспомнить, что в «Толковании сновидений» психоанализ вышел за рамки чисто медицинской проблематики. Между его появлением в Германии и во Франции лежит период разнообразного применения психоанализа в области литературы и искусствоведения, истории религии и древнейшей истории, в области мифологии, этнографии, педагогики и т.д.».
«Еще несколько слов о судьбах психоанализа в нашем столетии.Уже не подлежит сомнению, что он будет существовать, он доказал свою жизнеспособность и способность к развитию как отрасль науки и как терапевтический метод».
Контрольные вопросы
1. Где и когда возникли первые психоаналитические общества?
2. Какова история распространения психоанализа в различных странах мира?
3. В каких областях знания были использованы психоаналитические методы исследования?
4. Как и когда появились первые отступники от классического психоанализа?
5. Какие новые направления возникли в рамках психоаналитического движения?
Литература
1. Абрахам К. Сновидение и миф // Между Эдипом и Озирисом. — М., 1998 - С. 65-122.
2. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. — Минск, 1994.
3. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997.
4. Фрейд З. Автобиография // По ту сторону принципа удовольствия. - М., 1992. - С. 91-148.
5. Фрейд З. К истории психоаналитического движения // По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 149-200.
6. Штекель В. Причины нервности // З. Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб., 1997. — С. 284-318.
7. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. — М., 1998. — С. 151-195.
Тема 2 Индивидуальная психология А. Адлера
Краткая биография. Поддержка классического психоанализа. Идейные расхождения с З. Фрейдом. Становление индивидуальной психологии. Основные работы А. Адлера.
Бессознательные влечения. Сознание. Взаимосвязи между сознанием и бессознательным.
Комплекс неполноценности. Механизмы компенсации и сверхкомпенсации.
Стремление к власти. Стремление к успеху. Стремление к превосходству.
Невротическая психика. Целевая установка невротика. Терапия.
Социальные отношения. Социальная ценность проблем жизни. Социальный интерес как необходимая компенсация неполноценного человека.
Причинность и телеология. Стремление к цели. Целенаправленность психической жизни.
Телеологический план души. Стремление к превосходству.
Фикционализм. Философия «как если бы».
Личность как продукт своего собственного творчества. Единство и целостность личности.