Фрейд З.: «...проявления либидо, заслуживающие названия нарциссизма, можно наблюдать в гораздо более широком объеме и им должно быть уделено определенное место в нормальном сексуальном развитии человека».
«...первично либидо концентрируется на собственном Я, а впоследствии часть либидо переносится на объекты».
«...лица, которые кормят, ухаживают и оберегают ребенка, становятся первыми сексуальными объектами его, как-то: мать или лицо, заменяющее ее».
«От идеала Я широкий путь ведет к пониманию психологии масс».
«В психической жизни человека всегда присутствует "другой". Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле».
«...в отдельном индивиде, находящемся в массе, под ее влиянием часто происходят глубокие изменения в его душевной деятельности».
«...любовные отношения (выражаясь безлично, эмоциональные связи) представляют собой также и сущность "массовой души"».
«Нам кажется, что мы стоим на правильном пути, который может разъяснить главное явление массовой психологии — несвободу в массе отдельного человека».
«Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Она играет определенную роль в предыстории Эдипова комплекса».
«...первичная масса есть какое-то число индивидов, сделавших своим «идеалом-Я» один и тот же объект и вследствие этого в своем Я между собой идентифицировавшихся».
«Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один единственный, их всех превосходящий, — вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе».
«Масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Так же как в каждом отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может снова возникнуть первобытная орда».
«Праотец — идеал массы, который вместо «идеала-Я» владеет человеческим Я».
«...невроз делает больного асоциальным и удаляет его из обычных массовых формаций».
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой нарциссизм, сублимация, идеализация и идентификация?
2. Какие изменения в душевной деятельности человека осуществляются под влиянием массы?
3. Каково психоаналитическое понимание роли и механизмов либидозной связи в массе?
4. Каковы взгляды З. Фрейда на психологию массовых индивидов и психологию вождя?
5. Как З. Фрейд понимал связь между неврозами и массообразованием?
Литература
1. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // З. Фрейд. Я и Оно. - М.; Харьков, 1998. — С. 769-838.
2. З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 185-234.
3. З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997. — С. 422-480.
4. З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. — С. 256-324.
5. Фрейд З. О нарциссизме // З. Фрейд. Либидо. — М., 1996. — С. 99-117.
Тема 18 Психоанализ и искусство
Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы.
Искусство как процесс сублимации бессознательных влечений человека. Компенсирующая функция искусства.
Невроз и искусство. Искусство как уход от реальности в мир иллюзорного удовлетворения влечений. Разрешение внутрипсихических конфликтов.
Поэт и ребенок. Фантазия и игра. Творчество как продолжение игры.
Психоаналитический метод исследования художественных произведений. Раскрытие смысла художественных произведений. Выявление их скрытого содержания. Художественное произведение как выражение внутрипсихических конфликтов.
Психология воздействия искусства на человека. Смягчение характера сексуальных и эгоистических влечений. Эстетическое наслаждение. Терапевтическая функция искусства.
Границы психоанализа в понимании художественного дарования, писательского творчества, сущности художественной деятельности.