Юнг К.Г.: «Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями, а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, — мышление чувство ощущение и интуицию. Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертным или экстравертным, смотря по своему отношению к объекту».
«Распространенная ошибка полагать, будто я не вижу значения сексуальности. Напротив, она играет в моей психологии существенную роль, а именно, как важное — хотя и не единственное — выражение психической целостности. Но моя главная установка состояла в том, чтобы исследовать и объяснить ее духовную сторону и ее нуминозный смысл, которые выходят за пределы ее значения для индивида и ее биологической функции».
«Комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций».
«Я выбрал термин "коллективное", поскольку речь идет о бессознательном, имеющем не индивидуальную, а всеобщую природу. Другими словами, коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует темсамым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным».
«Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение, а формы или категории, которые все это регулируют, — архетипы».
«Архетип есть символическая формула, которая повсюду вступает в функцию там, где или не имеются сознательные понятия, или таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны».
«...Индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности».
«В то самое время, как мы переворачиваем вверх дном материальный мир на Востоке нашими техническими средствами, Восток со своими высшими психическими навыками приводит в смятение наш духовный мир. Мы никак не постигнем, что, завоевывая Восток извне, мы позволяем ему все крепче схватывать нас изнутри».
«Со временем Запад изобретет собственную йогу, она будет опираться на фундамент, заложенный христианством».
Контрольные вопросы
1. Какую классификацию психологических типов предложил К.Г. Юнг?
2. В чем состоит специфика индивидуального и коллективного бессознательного?
3. Какие архетипы бессознательного рассматривались Юнгом?
4. Что такое индивидуация?
5. Каковы взгляды Юнга на проблему души современного человека?
6. Каковы сходства и различия между классическим психоанализом З. Фрейда и аналитической психологией К.Г. Юнга?
Литература
1. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерность творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. - М., 1972. - С. 110-155.
2. Зеленский В.В. Аналитический психология: Словарь. — СПб., 1996.
3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия — М., 1977. — С. 106-134.
4. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1993.
6. Юнг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. - М., 1993.
7. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
8. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Киев, 1994.
9. Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.
10. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. — Киев, 1995.
11. Юнг К.Г. Конфликты детской души. — М., 1995.
12. Юнг К.Г. Индивидуальная символика сновидений, имеющая отношение к алхимии // Архетип. — 1995, — № 1. — С. 98-104.
13. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. — М., 1995.
14. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб., 1996.
15. Юнг К.Г. Психология переноса. — М.; Киев, 1997.
16. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.
17. Юнг К.Г. AION, Исследование феноменологии самости. — М., 1997.
18. Юнг К.Г. Божественный ребенок. — М., 1997.
19. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998.
20. Юнг К.Г. Синхронистичность. — М.; Киев, 1997.
Тема 4 Характер-анализ В. Райха
Краткая биография. Этапы становления идей и концепций. Социально-политические ориентации. Метаморфозы судьбы. Основные работы В. Райха.
Функция оргазма. Формула оргазма. Оргастическая потенция и Оргастическая импотенция. Психический конфликт и телесный застой. Окостенение характера и жесткость мышц. Заключение характера в панцирь.
Душевное заболевание как следствие нарушения генитальной функции. Невроз как сумма хронически автоматизированных торможений естественного полового возбуждения.
Вегетотерапия как сексуально-экономическая техника лечения. Техника анализа характера.
Бион и оргон. Биопсихическая и оргонная энергия. Оргонная терапия.
Структура личности. Невротический и генитальный характер.
Моральное регулирование и сексуально-экономическое саморегулирование.
Сексуально-экономическая социология. Структура личности и политические движения. Массовая психология фашизма.
Матриархат и патриархат. Последствия перехода от матриархата к патриархату.
Принцип реальности и Эдипов комплекс.
Сексуальная революция. Сексуально-политическая программа. Природные задатки к труду, любви и познанию.