Представьте себе такую вещь. Вот, скажем, платформа. На нее нагружены ящики, каждый из них имеет определенный вес. Платформа имеет четыре колеса. Требуется вычислить давление, которое оказывают эти ящики вместе с вагоном и колесами на рельсы. Указывается площадьопоры каждого колеса. Значит, что нужно сделать? Нужно, во-первых, объединить все тела, которые оказывают давление, а вонвторых, нужно объединить все точки (площади) опоры. И общий ®ес Делится на общую площадь.
Причем оказалось (это тоже интересная вещь), что если вы дадите готовый рисунок, это не помогает: ребенок должен видеть, как вы проводите эти линии, т. е. как вы реально объединяете все те части, из которых складывается вес, и отдельные площади опоры каждого колеса. Очень занятная вещь, что так решаются самые разнообразные задачи, с очень сложным расположением давящих тел по отношению к площади опоры.
Представьте себе весы.
Здесь объединяется вес чашек вместе с коромыслом, а площадь опоры равна, по сути дела, точке.
Как видите, очень сложными бывают разные сочетания. Очень важно здесь вот что. для разных сочетаний схема получается еди-
ЩЭ
Ran
нообразной. А именно: есть какая-то масса тел, которая оказывает давление, т. е. имеется давящая сила Р, и вся эта масса давит на площадь S.
Вот это, собственно, схема для решения любой задачи на давление твердых тел. Но только это — уже конечная форма, а первоначальная форма — это линии, которые объединяют все тела, оказывающие давление, и все точки опоры, на которые производится давление. Значит, это уже региональные оперативные схемы мышления, схемы для целой области.
Мы с Л. Ф. Обуховой проводили анализ тех различий, которые происходят с мышлением ребенка при переходе от счастливого дошкольного возраста к первому школьному возрасту, когда начинается школьная «муштра». Оказывается, мышление ребенка претерпевает очень значительные изменения. В этом счастливом дошкольном возрасте ребенок считает, что вещи таковы, какими он их видит И есть такой возраст, когда он вообще ничего не хочет знать об измерении, уточнении и т. д. И вот, повторяю, он видит эти вещи и считает, что они такие и есть, какими он их видит. Такая вот наивная эгоцентрическая позиция. Потом, очень характерно то, что все свойства вещи считаются равнозначными показателями самой этой вещи. На философском языке это означает: вещь имеет сущность, и поскольку она одна — так это единая сущность. И эта единая сущность выражается различными свойствами. А так как она одна, то все свойства являются равноценными выражениями этой единой сущности. Поэтому ребенок легко судит об одних свойствах вещей по совсем другим свойствам вещей. Ну и при достаточной ловкости экспериментатора ребенок при этом всегда попадает впросак.