1. Впишите в последний столбец таблицы примеры открытых, закрытых и альтернативных вопросов (минимум два для каждого вида), содержательно относящихся к сфере деловой коммуникации.
№ п/п | Вид вопроса | Примеры вопросов |
2. Впишите в последний столбец таблицы правильные формулировки открытых вопросов, приведенных в первом столбце.
Вопрос | Скрытый смысл | Правильная формулировка |
Почему вы так поступили? | Ваш выбор мне непонятен, а следовательно, неправилен | |
Почему вы не сообщили об этом вовремя? | Вы выбрали неправильный путь | |
Как вы могли согласиться на это? | Вы недостаточно опытны (предусмотрительны) |
Упражнениядля тренировки коммуникативных навыков
Е.В.Сидоренко в своем тренинге коммуникативной компетентности [1] предлагает использовать упражнения, которые, с одной стороны, демонстрируют преимущества открытых вопросов в ситуации поиска необходимой информации, а, с другой стороны, подтверждают предположение о том, что формулировать открытые вопросы не просто.
Упражнение «Пум-пум-пум» [1]
Сначала преподаватель дает пояснения к выполнению упражнения. Он говорит, что «пум-пум-пум» – это какая-нибудь характеристика, которая у одних участников есть, а у других – нет. Это может быть какой-либо внешний признак, например: часы на руке или цвет волос. Задача участников: задавая открытые вопросы, выяснить, какой именно «пум-пум-пум» был загадан.
Сначала роль ведущего исполняет преподаватель. Он загадывает какой-либо признак и сообщает каждому из присутствующих. Есть ли у него этот признак («пум-пум-пум»). Далее студенты начинают задавать открытые вопросы. В задачи ведущего также входит отклонять закрытые вопросы, предлагая переформулировать их в открытые. Далее роль ведущего передается кому-нибудь из студентов.
Упражнение «Кто этот человек?» [1]
Ведущий загадывает какого-либо человека, известного всем присутствующим. Это может быть кто-то из участников группы, или известная личность, наш современник или человек другой исторической эпохи (Достоевский, Аристотель, Николай II, Алла Пугачева...). Задача участников, как и в предыдущем упражнении, угадать, что это за человек, используя для этого открытые вопросы.
После первого отгадывания можно обсудить с группой последовательность вопросов, которая обеспечила бы наиболее эффективную стратегию поиска.
Литература
1. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - Спб.: Речь. 2008. - 208 с.