Содержание курса коммерческого права

Основное содержание курса коммерческого права состав­ляет правовое регулирование торговых действий, совершае­мых по поводу обращения товаров и имеющих целью извлече­ние прибыли. В тех случаях, когда товары используются непредпринимательскими организациями, их приобретение не создает прибыли. Однако оно служит необходимым услови­ем обеспечения жизнедеятельности таких организаций и пото­му включается в сферу коммерческого права.

К собственно торговым действиям примыкает огромное число вспомогательных и побочных действий (доставка, хранение, привлечение агентов и др.), которые также при­знаются торговыми, поскольку служат увеличению торго­вой прибыли. Без большинства таких действий осуществле­ние торговли в современных условиях просто невозможно, вне торговли эти действия утрачивают свое значение. Изу­чение правового регулирования такого рода действий со­ставляет важную часть дисциплины коммерческого права.

Имеется ещё одна совершенно особая теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое со­действие становлению российского товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому пра­ву и обусловлена происшедшим в стране изменением эконо­мического строя. Очевидно, что, не создав необходимые зве­нья рыночной системы, нельзя рассчитывать на успешное развитие рыночных отношений.

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынеш­него бедственного состояния страны, для нормального раз­вития экономики. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Таким образом, теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложе­ния о законодательных мерах по совершенствованию орга­низации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Этот важный участок товарного обращения не может оставаться вне поля зрения коммерческого права, хотя он стоит достаточно обособлен­но к основному содержанию данной дисциплины.

Сходным образом, хотя процесс розничной торговли традиционно не рассматривается коммерческим правом, за­падные коммерциалисты в настоящее время активно зани­маются законодательством о защите прав потребителей. Объективная необходимость рассмотрения этих вопросов обусловливается их пограничным положением с проблема­тикой коммерческого права, важностью учета прав потре­бителей не только на всех стадиях продвижения товара, но даже в процессе его производства.

К национальному коммерческому праву примыкает международное коммерческое право (право международ­ной торговли), на объективный процесс формирования которого обращали внимание ещё П.П. Цитович и А.Ф. Фе­доров в начале XX в. В последние десятилетия в связи со значительным увеличением объемов нормативного мате­риала по праву международной торговли, образованием нового lex mercatoria эта проблема актуализировалась. В настоящей книге по мере необходимости указываются нор­мативные акты международного коммерческого права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: