Предмет регулирования коммерческого права

Каждая учебная дисциплина занимается своим опреде­ленным предметом. Для коммерческого права таким пред­метом является правовое регулирование коммерческой, т.е. торговой, деятельности.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой сово­купность действий людей по продвижению товаров от изго­товителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участ­никах торговой деятельности. Это один из узловых вопро­сов. Уже здесь коренится принципиальное расхождение по­зиций, взглядов на коммерческое право.

Коммерцию в дореволюционной литературе по торгово­му праву рассматривали исключительно как посредничес­кую деятельность между производителем и потребителем материальных благ. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая торговая фирма. Применять ли к возникающим отношениям нормы граж­данского или торгового права — это зависит от участия в отношениях коммерсанта.

На подобном понимании предмета в существенной сте­пени основывается и современная теория коммерческого права западных стран. На деле, правда, коммерциалисты постоянно отходят от такого понимания, но на словах гос­подствующей остается торгово-посредническая доктрина.

Данная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в про­шлом и не учитывает современных реалий. В результате людям навязываются устаревшие представления, а юриди­ческая наука и практика серьезно запаздывают в решении возникающих проблем.

Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем возмож­но выгоднее, должна каждая организация, изготовившая товар, иначе она не сможет существовать.

Торговый оборот начинается не с акта покупки торговцем партии товара для последующих продаж, как утверждалось в прежней теории торгового права. Торговый оборот начинает­ся с продажи изготовителем произведенного им продукта. Продажа созданного продукта представляет первый и необхо­димый этап продвижения его к потребителю. Продажа предше­ствует приобретению товара, а не наоборот. Не будет акта про­дажи созданных продуктов — не будет рыночных отношений.

Возникает вопрос: в чем практическое значение такой позиции? Дело в том, что посредник может и не закупить товар у отдельных изготовителей или закупить лишь часть товара. Между тем для каждого предприятия важно обеспе­чить сбыт своего товара. Кроме того, товар может быть ре­ализован без участия посредников, а такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.

Данный вид деятельности требует широких исследова­ний. Без выработки рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в состоянии наладить успешный сбыт своего товара. Именно неразработанность указанных проблем, отсутствие у предпринимателей навы­ков такой работы ведет к массовым ситуациям, когда произ­водственные организации попросту не знают, какой товар будет пользоваться спросом, кому и в каких количествах он может быть реализован. В результате в стране не использу­ется значительная часть производственных мощностей, не может проводиться конверсия оборонных заводов.

Таким образом, изучение товарного обращения должно на­чинаться с действий организаций-изготовителей, реализую­щих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

В состав коммерческой деятельности также следует включать акты приобретения товара покупателями. Круп­нейшая группа приобретателей товара — это розничные торговые организации. Наряду с ними потребителями высту­пают миллионы различных организаций, использующих ма­териалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потребителями являются не только производственные, но также многочисленные управлен­ческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Регулирование закупок материальных и товарных ре­сурсов образует огромный клубок проблем. Материальное и товарное снабжение служит условием нормальной дея­тельности любой организации. Без устойчивого, ритмично­го снабжения экономика обречена на неэффективность и упадок. Здесь также требуются научно обоснованные пра­вила и рекомендации.

Когда теория коммерческого права под влиянием веко­вой традиции замыкается на деятельности оптово-посред­нических организаций, она автоматически исключает из своей сферы вопросы сбыта продукции, а также материаль­ного и товарного снабжения. В результате не получают раз­работки и внедрения в жизнь правила и приемы деятельно­сти, отвечающие современным запросам, потребностям общества. Сотни тысяч предпринимателей действуют без четких установок и рекомендаций.

Итак, в качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятельность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия опто­вых торговцев составляют содержание торговой деятельно­сти и предмет регулирования коммерческого права.

Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права. Этот вовсе не свидетельствует о не­внимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отлича­ются от розничных сделок. Кроме того, граждане не явля­ются участниками деятельности по продвижению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей това­ров, купленных для личных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: