Глава 12. Посреднические договоры в торговле

Торговое посредничество и представительство

Коммерческая деятельность по своей природе предполага­ет широчайшее использование посредничества и связанного с ним представительства. Именно в торговле посредничество и представительство получили детальную разработку и мно­гообразие проявлений. Здесь они активно развиваются со­ответственно развитию и изменяющимся требованиям са­мой торговли.

Торговое посредничество давно превратилось в самосто­ятельный вид предпринимательства. В рыночном обществе посредническая деятельность приобретает одно из приори­тетных значений как механизм, способствующий развитию торгово-хозяйственных связей, активизации продаж това­ров. Проводимые исследования свидетельствуют о том, что существует прямая 'зависимость между общим состоянием экономики и уровнем применения торговых посредничес­ких услуг.

Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объективным процессом, отражающим углубле­ние общественного разделения труда. Использование по­средников дает производителям и конечным получателям товаров значительную экономию трудовых и материаль­ных ресурсов, позволяет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей обла­сти.

В отличие от широкого понимания посредничества как участия в продвижении товаров от изготовителей к потреби­телям, в коммерческом праве данный термин имеет иное зна­чение. Оно может пониматься как установление субъектом правовых или экономических отношений с контрагентами при содействии либо непосредственном участии другого лица.

Коммерческое посредничество следует рассматривать как оказание посредником юридических и фактических услуг в осуществлении продаж (закупок) товаров за счет средств других лиц от своего имени или от их имени.

Активное развитие торгового посредничества обуслов­лено рядом факторов. Привлечение посредников неизмери­мо расширяет зоны торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на такие рынки, где они сами не могут рассчитывать на успех из-за неизвестности в данном регионе либо незнакомства с особенностями торговли в нем. Если коммерсантом выдано, например, десять доверен­ностей разным лицам на ведение торговой деятельности, это означает, что десять субъектов в различных точках бу­дут осуществлять такую же деятельность, что и сам коммер­сант, умножая его доходы.

В юридической литературе укоренился взгляд на по­средника как на лицо, «действующее в чужом интересе». Такой подход неверен для коммерческого права. Посред­ник действительно обязан выполнять данное ему поруче­ние с наибольшей выгодой для принципала (доверителя). Однако он всегда работает за вознаграждение, размер которого обычно увеличивается при более выгодном со­вершении им сделки. Так что коммерческий посредник действует не только в чужом, но одновременно и в соб­ственном интересе.

Значительные преимущества для самих посредников со­здаются тем, что ведение их дела обычно не требует значительного вложения денежных средств, как это необхо­димо, например, для производства товаров или осуществле­ния розничной торговли. Экономический успех посредника зависит от степени его профессиональной подготовки в со­ответствующих вопросах, деловой активности и инициа­тивы. Участие посредника ведет к определенному увеличе­нию цены товара, однако это увеличение всегда ниже, чем при реализации товара через промежуточные торговые звенья.

Наряду с содействием в совершении торговых сделок по­средники зачастую принимают на себя выполнение допол­нительных работ, относящихся практически ко всем этапам осуществления хозяйственных связей. Они могут заниматься поиском и предоставлением информации о потенциальных и приоритетных покупателях и продавцах, анализировать надежность продавца и платежеспособность покупателя, согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров, непосредственно производить приемку, хране­ние и обработку товаров, страховать их. Однако такие ус­луги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче содействия реализации (приобретению) товара.

Отношения посредничества неразрывно связаны с отношениями по представительству. Связь посредничества с представительством носит однонаправленный характер. Это означает, что посредничество предполагает отношения по представительству, тогда как представительство зачас­тую не связано с посредничеством. Представительство не­редко возникает из закона, из трудового договора, из судеб­ного решения.

П.П. Цитович, детально рассматривавший особенности торгового посредничества и представительства, отмечал, что торговый представитель действует, сам решает дело, имеет свое усмотрение, а не передает лишь чужое решение (подобно нотариусу). Совершаемое им действие есть акт его воли, но это действие относится на имя и на счет его хозяи­на. На совершение этого действия у представителя: а) было уполномочие, власть; б) хозяин дал ему поручение (при­каз). Исполняя своим действием, актом своей воли, волю хозяина, представитель сделал не свое, а чужое дело. Поскольку представитель действует, он должен иметь в сво­ей личности условия дееспособности[16].

Представительство в сфере торговой деятельности явля­ется коммерческим и на него распространяются специаль­ные правила ст. 184 ГК. Коммерческое представительство имеет существенную специфику, делающую его особой юридической конструкцией. Коммерческий представитель вправе совершать такие действия, которые не может совер­шать представитель общегражданский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: