Методы статистического учета продукции. Показатели объема продукции

Валовой метод (метод валового оборота) – обобщение на уровне заведений. Поэтому учитывает внутрипроизводственный (внутризаводской) оборот в форме реализации продукции заведения другому заведению предприятия

Заводской метод – обобщения на уровне предприятия как целого. Исключает внутрипроизводственный оборот продукта, но сохраняет оборот продукта между предприятиями одной отрасли (внутриотраслевой оборот)

Отраслевой метод – обобщение на уровне отрасли как целого. Исключает внутриотраслевой оборот продукта, но учитывает оборот продукта между отраслями национального производства.

Народнохозяйственный метод – обобщение на уровне продукта, выходящего за рамки национального производства. Исключает межотраслевой оборот продукта. Учитывает конечный результат экономического производства, предназначенный для конечного потребления и накопления.

 
 


Производство национальное

 
 


Отрасль

Предприятие

Заведение 1

Заведение 2

       
   
 
 


Предприятие

 
 


       
   
 
 


Отрасль

           
   
 
   
 
 


Показатели продукции рассмотрим на примере промышленной продукции, где многообразие и методология представлены в наиболее полно

Надо различать показатели готовой продукции, показатели продукции незавершенного производства и валового выпуска.

Показатели готовой продукции.

Объем произведенной продукции () – общее количество единиц-изделий, произведенных и поступивших на склад готовой продукции в отчетном периоде. Учитывается в натуральном выражении по видам изделий и стоимостном выражении с использованием основных цен по видам изделий и в целом.

Различают товарную – предназначенную для реализации на сторону и нетоварную – предназначенную для потребления внутрипр е дприятия (в том числе для накопления основных средств)

Объем реалилизованной продукции () – общее количество изделий, проданных покупателю в отчетном периоде. Учитывается в натуральном выражении по видам изделий и в стоимостном выражении по видам изделий и в целом.

При заводском методе характеризует объем продукции. поступившей в народнохозяйственный оборот.

Связь в показателем произведенной товарной продукции принимает форму,

,

где запасы готовой продукции на начало и конец отчетного периода,

учитывая, что в текущем периоде реализуется продукции произведенная в предшествующие периоды.

Продукция незавершенного производства учитывается на момент путем инвентаризации выполненных работ по находящихся в производстве конкретных единиц, в ходе которой определяется уровень готовности.

Поскольку представляется фактическая совокупность единиц различной степени готовности, то вводится условное измерение такой совокупности – в единицах полной готовности.

Поэтому натуральный объем продукции незавершенного производства вида рассчитывается согласно:

,

где количество единиц изделий с конкретным значением степени готовности (0< <1,00).

На его основе определяется показатель объема продукции незавершенного производства вида в стоимостном измерении, когда

,

где цена установлена для готового продукта.

Пример

Продукция незавершенного производства (на конец месяца)

Степень готовности, ,% До 10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 Свыше 90 итого
Кол-во единиц,                      
Количество единиц. условное. 1,50 6.00 11,25 12.25 6.75 16.50 26,00 11,25 17,00 9,50 118.00
Стоимость продукции незавершенного производства, тыс.руб по цене р =10050 руб/ед 1185,9

Валовая продукция это полезный эффект производства во всех формах его проявления – готовая продукция продукция незавершенного производства. Рассчитывается согласно формуле:

.

Если ограничиться данными о реализованной продукции, рассчитанным заводским методом, то получим объем продукции предприятия как элемента экономики, производящий продукцию в порядке удовлетворения потребностей в ней со стороны иных элементов экономики с ним взаимосвязанных.

Чтобы отразить весь объем результатов, созданных заведениями в рамках экономики определяется объем продукции по методу валового оборота. Соответствующий показатель называется Валовый выпуск.

Валовой выпуск - суммарный результат производственной деятельности, созданный всеми структурными элементами производства, между которыми присутствует реализация (обмен) продукцией, включая внуприпроизводственный оборот..

Поэтому рассчитывается для предприятия с системой нескольких заведений по формуле:

В последующем обобщение производится по всей совокупности предприятий в рамках отрасли, сектора экономики и экономики в целом. Соответствующий показатель входит в систему показателей счета производства СНС.

Некоторые особенности исчисления показателей продукции.

Определяющими и наиболее значимыми показателями объема продукции являются показатели в натуральном выражении. Ибо они связаны с удовлетворением конкретных потребностей в их разнообразии в условиях крайней ограниченности принципа взаимозаменяемости.

Но в отдельных случаях возникает проблема обобщения в рамках отдельных групп видов продукции и всей совокупности видов продукции.

Для обобщения используются условно-натуральные показатели и стоимостные показатели. И в первом и во втором случаях исчисление показателей основано на дополнительном учете свойств продукции, обеспечивающих с одной стороны единство продуктов в группе и и с другой – различие продуктов в первую очередь в точки зрения потребительной стоимости.

Исчисление условно-натуральных показателей продукции необходимо для обобщения схожих видов продукции, отличающихся по конкретным свойствам.

В общем случае расчет ведется согласно формуле:

где - коэффициент пересчета натуральную единицу измерения в условно-натуральную, - количество единиц продукции вида в натуральном измерении. Исчисление коэффициента основано на сравнении меры свойства продукции вида с мерой свойства, принятой за стандарт – эталон:

.

Стоимостные показатели продукции принято приравнивать к показателям выручки от реализации продукции на рынке.

Однако целяй ряд задач наблюдения за производством товаров и услуг требует иных стоимостных оценок Более подробно вопрос рассматривается в теме показатели стоимости продукции и цен.

В данном случае отметим, что при исчислении стоимостных показателей реализуется расчет по формуле:

.

Стоимостная оценка позволяет делать обобщения, при котором надо учитывать, что цены выполняют роль соизмерителей различных потребительных стоимостей:

Поэтому цены должны быть сопоставимыми

3.Качественные показатели статистики производства продукции.

Для характеристики качества продукции и процессов ее производства должны использоваться показатели – относительные и средние величины.

Средняя сортность продукции конкретного вида – средняя из значений сортности конкретных партий продукции:

.

Для наблюдения за соблюдением выпуска продукции различной сортности используется индекс сортности на основе показателя средней цены продукции конкретного вида различной сортности (например, факт сравнивается с планом)

.

По существу рассчитывается индекс структурных сдвигов. Поэтому при >1имеет место увеличение доли продукции высоких значений сортности. В противном случае возрастает удельный вес продукции низших значений сортности.

Результаты расчета величин средней цены конкретных видов продукции позволяет рассчитать общий индекс сортности по формуле:

.

Наряду с исчислением относительных величин динамики и степени выполнения плана, рассчитываются относительные величины - показатели выполнения плана по ассортименту продукции и ритмичности выпуска.

Выполнение плана по ассотименту рассчитывается на основе учета фактического выпуска в пределах плана, когда:

Степень выполнение плана по ассортименту

Расчет степени выполнения плана по ассартементу (см. таблицу).

  Продукция Объем производства Цена, тыс. руб Объем продукции в стоим. измерении, млн.руб
А (компл.) Б (тонна) В (штук)         100,0 400,0 450,0 100,0 400,0 420,0
Итого         950,0 920,0

Из расчета следует, что план выпуска по ассортименту не выполнен.

Аналогично строится показатель степени ритмичности, под которой понимается выпуск продукции в соответствии с конкретным графиком выпуска по дням, декадам, месяцам. Только здесь фактический выпуск сравнивается с выпуском по графику :

,

а обобщение ведется по периодам графика, когда и .

Тогда по конкретному продукту и

по всему ассортименту.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: