Валовой метод (метод валового оборота) – обобщение на уровне заведений. Поэтому учитывает внутрипроизводственный (внутризаводской) оборот в форме реализации продукции заведения другому заведению предприятия
Заводской метод – обобщения на уровне предприятия как целого. Исключает внутрипроизводственный оборот продукта, но сохраняет оборот продукта между предприятиями одной отрасли (внутриотраслевой оборот)
Отраслевой метод – обобщение на уровне отрасли как целого. Исключает внутриотраслевой оборот продукта, но учитывает оборот продукта между отраслями национального производства.
Народнохозяйственный метод – обобщение на уровне продукта, выходящего за рамки национального производства. Исключает межотраслевой оборот продукта. Учитывает конечный результат экономического производства, предназначенный для конечного потребления и накопления.
Производство национальное
Отрасль
Предприятие
Заведение 1
Заведение 2
|
|
Предприятие
Отрасль
Показатели продукции рассмотрим на примере промышленной продукции, где многообразие и методология представлены в наиболее полно
Надо различать показатели готовой продукции, показатели продукции незавершенного производства и валового выпуска.
Показатели готовой продукции.
Объем произведенной продукции () – общее количество единиц-изделий, произведенных и поступивших на склад готовой продукции в отчетном периоде. Учитывается в натуральном выражении по видам изделий и стоимостном выражении с использованием основных цен по видам изделий и в целом.
Различают товарную – предназначенную для реализации на сторону и нетоварную – предназначенную для потребления внутрипр е дприятия (в том числе для накопления основных средств)
Объем реалилизованной продукции () – общее количество изделий, проданных покупателю в отчетном периоде. Учитывается в натуральном выражении по видам изделий и в стоимостном выражении по видам изделий и в целом.
При заводском методе характеризует объем продукции. поступившей в народнохозяйственный оборот.
Связь в показателем произведенной товарной продукции принимает форму,
,
где запасы готовой продукции на начало и конец отчетного периода,
учитывая, что в текущем периоде реализуется продукции произведенная в предшествующие периоды.
Продукция незавершенного производства учитывается на момент путем инвентаризации выполненных работ по находящихся в производстве конкретных единиц, в ходе которой определяется уровень готовности.
|
|
Поскольку представляется фактическая совокупность единиц различной степени готовности, то вводится условное измерение такой совокупности – в единицах полной готовности.
Поэтому натуральный объем продукции незавершенного производства вида рассчитывается согласно:
,
где количество единиц изделий с конкретным значением степени готовности (0< <1,00).
На его основе определяется показатель объема продукции незавершенного производства вида в стоимостном измерении, когда
,
где цена установлена для готового продукта.
Пример
Продукция незавершенного производства (на конец месяца)
Степень готовности, ,% | До 10 | 10-20 | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 70-80 | 80-90 | Свыше 90 | итого |
Кол-во единиц, | |||||||||||
Количество единиц. условное. | 1,50 | 6.00 | 11,25 | 12.25 | 6.75 | 16.50 | 26,00 | 11,25 | 17,00 | 9,50 | 118.00 |
Стоимость продукции незавершенного производства, тыс.руб по цене р =10050 руб/ед | 1185,9 |
Валовая продукция это полезный эффект производства во всех формах его проявления – готовая продукция продукция незавершенного производства. Рассчитывается согласно формуле:
.
Если ограничиться данными о реализованной продукции, рассчитанным заводским методом, то получим объем продукции предприятия как элемента экономики, производящий продукцию в порядке удовлетворения потребностей в ней со стороны иных элементов экономики с ним взаимосвязанных.
Чтобы отразить весь объем результатов, созданных заведениями в рамках экономики определяется объем продукции по методу валового оборота. Соответствующий показатель называется Валовый выпуск.
Валовой выпуск - суммарный результат производственной деятельности, созданный всеми структурными элементами производства, между которыми присутствует реализация (обмен) продукцией, включая внуприпроизводственный оборот..
Поэтому рассчитывается для предприятия с системой нескольких заведений по формуле:
В последующем обобщение производится по всей совокупности предприятий в рамках отрасли, сектора экономики и экономики в целом. Соответствующий показатель входит в систему показателей счета производства СНС.
Некоторые особенности исчисления показателей продукции.
Определяющими и наиболее значимыми показателями объема продукции являются показатели в натуральном выражении. Ибо они связаны с удовлетворением конкретных потребностей в их разнообразии в условиях крайней ограниченности принципа взаимозаменяемости.
Но в отдельных случаях возникает проблема обобщения в рамках отдельных групп видов продукции и всей совокупности видов продукции.
Для обобщения используются условно-натуральные показатели и стоимостные показатели. И в первом и во втором случаях исчисление показателей основано на дополнительном учете свойств продукции, обеспечивающих с одной стороны единство продуктов в группе и и с другой – различие продуктов в первую очередь в точки зрения потребительной стоимости.
Исчисление условно-натуральных показателей продукции необходимо для обобщения схожих видов продукции, отличающихся по конкретным свойствам.
В общем случае расчет ведется согласно формуле:
где - коэффициент пересчета натуральную единицу измерения в условно-натуральную, - количество единиц продукции вида в натуральном измерении. Исчисление коэффициента основано на сравнении меры свойства продукции вида с мерой свойства, принятой за стандарт – эталон:
.
Стоимостные показатели продукции принято приравнивать к показателям выручки от реализации продукции на рынке.
Однако целяй ряд задач наблюдения за производством товаров и услуг требует иных стоимостных оценок Более подробно вопрос рассматривается в теме показатели стоимости продукции и цен.
|
|
В данном случае отметим, что при исчислении стоимостных показателей реализуется расчет по формуле:
.
Стоимостная оценка позволяет делать обобщения, при котором надо учитывать, что цены выполняют роль соизмерителей различных потребительных стоимостей:
Поэтому цены должны быть сопоставимыми
3.Качественные показатели статистики производства продукции.
Для характеристики качества продукции и процессов ее производства должны использоваться показатели – относительные и средние величины.
Средняя сортность продукции конкретного вида – средняя из значений сортности конкретных партий продукции:
.
Для наблюдения за соблюдением выпуска продукции различной сортности используется индекс сортности на основе показателя средней цены продукции конкретного вида различной сортности (например, факт сравнивается с планом)
.
По существу рассчитывается индекс структурных сдвигов. Поэтому при >1имеет место увеличение доли продукции высоких значений сортности. В противном случае возрастает удельный вес продукции низших значений сортности.
Результаты расчета величин средней цены конкретных видов продукции позволяет рассчитать общий индекс сортности по формуле:
.
Наряду с исчислением относительных величин динамики и степени выполнения плана, рассчитываются относительные величины - показатели выполнения плана по ассортименту продукции и ритмичности выпуска.
Выполнение плана по ассотименту рассчитывается на основе учета фактического выпуска в пределах плана, когда:
Степень выполнение плана по ассортименту
Расчет степени выполнения плана по ассартементу (см. таблицу).
Продукция | Объем производства | Цена, тыс. руб | Объем продукции в стоим. измерении, млн.руб | |||
А (компл.) Б (тонна) В (штук) | 100,0 400,0 450,0 | 100,0 400,0 420,0 | ||||
Итого | 950,0 | 920,0 |
Из расчета следует, что план выпуска по ассортименту не выполнен.
|
|
Аналогично строится показатель степени ритмичности, под которой понимается выпуск продукции в соответствии с конкретным графиком выпуска по дням, декадам, месяцам. Только здесь фактический выпуск сравнивается с выпуском по графику :
,
а обобщение ведется по периодам графика, когда и .
Тогда по конкретному продукту и
по всему ассортименту.