На переговорах конфликтующие стороны сталкиваются с рядом процедурных или «критических» ситуаций, которые должны быть преодолены для достижения урегулирования. Медиаторы могут реагировать на появление критических ситуаций действиями двух типов: основными и специфическими.
Основные действия медиатора - это общие стратегии медиации, которые посредник использует на всех стадиях медиации. Они представляют общую схему разрешения конфликта и дают медиатору возможность:
- «войти» в конфликт;
- помочь конфликтующим сторонам в выборе метода разрешения конфликта;
- собрать данные и проанализировать конфликт;
- разработать план медиации;
- помочь примирению конфликтующих сторон;
- помочь субъектам начать продуктивные переговоры;
- выделить основные вопросы переговоров;
- сформулировать интересы сторон;
- помочь субъектам в разработке вариантов урегулирования конфликта;
- помочь субъектам оценить каждый вариант урегулирования;
- инициировать принятие окончательного решения по вопросу переговоров;
|
|
- помочь субъектам в разработке плана реализации принятого решения и контроля за его выполнением.
Специфические действия медиатора - действия, предпринимаемые медиатором в ответ на проблемы, которые возникают во время переговоров. В категорию специфических действий входит организация приватных встреч одной из конфликтующих сторон и медиатора во время переговоров. Чтобы работать эффективно
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
с конфликтом, медиатору нужна «карта конфликта», с помощью которой можно подробно описать конфликт, идентифицировать барьеры в его урегулировании и определить процедуры управления и разрешения конфликтной ситуации.
Медиаторы изучают проблемы во взаимоотношениях конфликтующих сторон, несовпадения «фактов», совместимых и конкурирующих интересов, динамики взаимодействия, силовых отношений, величины сходств и различий во мнениях. Исходя из наблюдений, посредник пытается идентифицировать центральные критические ситуации или причины конфликта. Часто используется схема сфер конфликта, выделенных на основе причин и типа вмешательства в конфликт. Как только посредник решит, что главная причина найдена, он формирует гипотезу: «Этот конфликт вызван Л, и если Б изменится, стороны будут способными прийти к соглашению». Затем гипотеза должна быть протестирована.
Испытание гипотез относительно конфликта включает проектирование вмешагельства, которое способствует формированию или видоизменению отношений, поведения конфликтующих сторон. Например, существует теория о причинах конфликта, основывающаяся на проблемах коммуникации. Большинство теорий коммуникаций предполагают, что конфликт является результатом искаженной коммуникации в любом качестве, количестве или форме. Медиатор, работающий в рамках теории коммуникаций, начинает свою работу с наблюдения за процессом коммуникации между конфликтующими сторонами. Наблюдая за взаимодействием сторон, он формулирует гипотезу. Затем медиатор экспериментирует с различными вариантами коммуникационного поведения сторон (количество, качество, форма коммуникации), проверяя их возможности изменить динамику конфликта. Процесс построения и проверки гипотезы основной процесс вмешательства и разрешения противоречий.
|
|
Медиатор осуществляет различные вмешагельства с целью помочь конфликтующим сторонам путем переговоров и стадий медиации. Однако действия медиатора изменяются от конфликта к конфликту. Общие схемы медиации каждый социальный работник должен изменять в соответствии с переменными, которые влияют на качество вмешательства. В их числе:
— уровень развития и этап конфликта, на котором медиатор подключается к его разрешению;
Глава 12. Посредничество специачиста социачьнои работы в разрешении конфликта
- способность конфликтующих сторон решить конфликт;
- соотношение сил сторон и роль медиатора как баланса сил;
- процедуры переговоров, используемые сторонами;
- сложность случая обсуждаемых вопросов;
- роль и задачи медиатора, взаимно обговоренные сторонами с самим медиатором.
Рассмотрим их подробнее.
Способность конфликтующих сторон решить конфликт. Субъектам, способным провести переговоры рационально, которые отдают себе отчет о процедуре решения проблемных вопросов и развиваются в сторону урегулирования, потребуется небольшая помощь посредника. В такой ситуации медиатор может помочь просто своим присутствием. Если переговоры зашли в тупик, то он может поспособствовать нейтрализации негативных эмоций, суживающих диапазон переговоров, «создать» действия, которые помогут сторонам достигнуть урегулирования конфликта.
Соотношение сил сторон. Если силы и влияние субъектов примерно одинаковы, посредник может помочь конфликтующим сторонам в эффективном использовании их влияния при создании взаимно удовлетворяющих результатов. Если влияние субъектов друг на друга не равное и одна сторона может навязать неудовлетворительное решение проблемы (решение, которое приведет к возобновлению конфликта) другой, медиатор должен решить, как помочь более слабой стороне.
Помощь более уязвимой стороне требует от медиатора специфических действий но вмешательству в конфликт, которые трансформируют функцию посредника в опасно близкую к защите. Важно осознать различия между медиатором, помогающим в организации и размещении сил оппонентов, и медиатором, который становится защитником и помощником в концентрации новых сил и влияния.
Процедуры переговоров. Переговоры - это форма совместного решения проблемы. Конфликтующие стороны выбирают одну из двух основных процедур: переговоры, основанные на позициях, и переговоры, основанные на интересах. В первом случае медиатор видит, что оспариваемые ресурсы ограниченны и принимает дистрибутивное решение, которое распределяет доли прибылей и убытков для каждой стороны, т.е. единственно возможный результат. Во втором случае медиатор ищет общее ре-
Раздел III. Управление конфликтом в социальной работе
шение, по возможности удовлетворяющее большинство потребностей обеих сторон.
Сложность случая и обсуждаемых вопросов. Медиатор должен уметь разрабатывать стратегии вмешательства, которые учитывают сложность каждого специфического конфликта. Процедуры детального сбора информации могут способствовать пониманию причин и динамики конфликта, а иногда достаточно простого интервью на первой встрече с субъектами. В некоторых случаях медиатор может преодолеть тупик и в случае успеха выйти из участия в разрешении конфликта, предоставив субъектам самостоятельно продолжать переговоры.
|
|
Определение роли медиатора. Эта переменная влияет на основные и специфические действия медиатора - определение задач и ролей, которые он может выполнять на переговорах. Процедурно ориентированный медиатор уверен, что стороны лучше информированы о сути конфликта, чем любая «третья сторона». Для них лучшее решение - это решение, принятое субъектами самостоятельно, что им нужна процедурная подсказка, а не предложение по решению проблемы.
Ошибочное восприятие и стереотипы. Зачастую конфликты не воспринимаются адекватно, они обычно преувеличены или преуменьшены вследствие ошибочного восприятия субъектами друг друга. Задача медиатора состоит в эффективном восприятии медиации, которая решается по следующей схеме: диагностика восприятия одной стороной другой стороны в конфликте; определение момента, когда восприятие является точным и/или ошибочным; оценка ошибочного восприятия, которое препятствует урегулированию; помощь сторонам в пересмотре их восприятия друг друга.
Иллюзия восприятия является ложным образом, основанным на психических потребностях наблюдателя, а не на реальных объективных характеристиках наблюдаемого. Медиатор должен уметь отличать «маску» от реальных чувств участников конфликта. Посредники, которые полагаются только на безусловную искренность сторон, часто рассматривают участников конфликта с точки зрения ложных образов.
Проблема законности. Законность предполагает принятие одной стороной конфликта идеи о том, что оппонент, его проблемы, интересы и даже чувства - истинные и разумные и соответству-
Глава 12. Посредничество специалиста социальной работы в разрешении конфликта
|
|
ют признанным принципам или принятым правилам и стандартам. Без учета этого принципа медиация часто не начинается вообще.
Медиация часто оказывается неуспешной, поскольку одна сторона не воспринимает другую как возможного партнера по переговорам. Это может явиться причиной неудачи медиации в случаях семейных разногласий, конфликтов в организациях и т.д. Например, нежелание одного субъекта признавать законные права другого может воспрепятствовать или блокировать возможность переговоров между ними. Медиатор может помочь конфликтующим сторонам в построении доверительных отношений с помощью различных действий. В их числе помощь субъектам конфликта в создании последовательно согласованных формулировок, которые ясны и не противоречат предшествующей формулировке; помощь субъектам конфликта в совершении символических действий, которые демонстрируют намерение заключить честную сделку; содействие субъектам конфликта в формулировке запроса о помощи, являющегося признанием наличия у нее потребности в помощи другого субъекта конфликта; содействие субъектам конфликта в демонстрации понимания интересов другой стороны, даже если она не соглашается с интересами оппонента.
Все вышеперечисленные действия должны быть выполнены самими субъектами конфликта. Посредник - лишь катализатор этих действий.
Искаженная коммуникация. Коммуникация является важным компонентом медиации. Искаженная коммуникация может привести к нарушению взаимодействия между субъектами или к полной невозможности начала переговоров. Посредник может помочь сторонам в структурировании коммуникации между ними. Медиатор действует в направлении модификации коммуникации, подразумевающей контроль и помощь субъектам в определении того, что сообщают субъекты конфликта друг другу; кто передал информацию; кому, когда и куда информация доставлена; насколько улучшились способности субъектов конфликта к получению информации.