Известны барометрический, радиоволновой, акустический, оптический и инерциальный методы измерения высоты полета.
1. Барометрический метод [4], [6]
Барометрический метод измерения высоты полета основан на зависимости атмосферного давления от высоты (давление воздуха на любом уровне определяется весом столба воздуха, расположенного выше этого уровня).
Функциональная связь между высотой Н и давлением р не является однозначной, а изменяется в зависимости от географической широты, времени года, времени суток и состояния погоды. Однако путем статической обработки результатов многолетних метеорологических наблюдений установлена среднестатистическая зависимость p=f(H), принятая в качестве стандартной международной атмосферы и используемая при градуировке барометрических высотомеров.
Барометрический высотомер измеряет барометрическую высоту полета, т. е. высоту относительно некоторого уровня, давление воздуха на котором известно.
Барометрический метод и приборы, используемые при применении этого метода, более подробно рассматриваются в § 11.3 и 11.4.
2. Радиоволновой метод [2]
Радиоволновой метод измерения высоты полета основан на отражении радиоволн от земной поверхности.Устройства, построенные по этому принципу, измеряют истинную высоту полета и называются радиовысотомерами.
Различают радиовысотомеры непрерывного и импульсного действия (рис. 11.2, а и б).
Блок-схема радиовысотомера непрерывного действия приведена на рис. 11.2, а. Антенна А1 радиопередатчика, установленного на самолете, непрерывно излучает электромагнитные волны, которые, отражаясь от земной поверхности, возвращаются к самолету (рис. 11.3). Антенна А2 радиоприемника, также находящегося на самолете, принимает как излучаемые антенной А1 так и отраженные от Земли радиоволны.
Особенностью радиовысотомеров непрерывного излучения является частотная модуляция излучаемых колебаний.
На рис. 11.4 приведен график изменения во времени частоты f1 излучаемых колебаний (сплошная линия) и частоты f2 отраженных колебаний (пунктирная линия).
Линия частот f2 сдвинута в сторону отставания относительно линии частот f1 на величину
вследствие того, что в каждый момент времени частота отраженного сигнала отличается от частоты прямого сигнала на величину, равную изменению частоты прямого излучения за время
прохождения радиоволн от самолета до Земли и обратно.

следовательно,

где t1 – время прохождения радиоволн прямого излучения от антенны передатчика до приемной антенны,
t2 – время прохождения радиоволн от передатчика до Земли и обратно до приемной антенны.
В соответствии с рис.11.3
,
где l – расстояние между передающей и приемной антенной,
Н – истинная высота полета,
Подставляя (11.2) в (11.1), находим

Разность частот F=f1-f2, выделяемая в детекторе низкой частоты и измеряемая частотомером, служит мерой истинной высоты полета.

Для определения зависимости F от H запишем уравнение отрезков ломанных линий, характеризующих закон измерения частот f1 и f2 (см. рис. 11.4):
.
Разность частот
.
Поскольку Н>>l, то можно пренебречь в числителе l по сравнению с 2Н, тогда
.
где
- чувствительность радиовысотомера непрерывного излучения.
Чувствительность тем больше, чем больше среднее значение частоты f0 и чем больше коэффициент а, характеризующий глубину модуляции частоты.
Величина среднего значения частоты равна f0 =400ч-600 Мгц, а амплитуда изменения частоты равна ±0,5% от среднего значения при диапазоне измеряемых высот от 0 до 1500 м.
При посадке самолета прибор переключается на малый диапазон (от 0 до 150 ж), при этом амплитуда модуляции частоты увеличивается в 10 раз — до ±5% от среднего значения частоты.
Основные погрешности радиовысотомера непрерывного действия следующие:
а) погрешности от помех приемопередающего радиотракта, искажающих принимаемый сигнал;
б) погрешности от нестабильности параметров f0 и а, вызывающие изменение чувствительности S, а следовательно, и масштаба измерения.


С увеличением высоты полета мощность отраженного сигнала резко
падает и он становится трудноразличимым на фоне радиопомех.
Интенсивность полезного сигнала можно увеличить за счет повышения мощности радиопередатчика, однако его потребная мощность увеличивается пропорционально 4-й степени увеличения высоты. Например, для увеличения диапазона радиовысотомера непрерывного изучения с 1500 до 15000 м, мощность радиопередатчика пришлось бы увеличить в 10 000 раз.
Измерение больших высот полета осуществляется радиовысотомером импульсного действия, работающего как радиолокатор. Радиовысотомер (см. рис. 11.2,6) содержит приемник и передатчик, причем излучение радиоволн производится не непрерывно, а дискретно (импульсами), в течение очень коротких интервалов времени, разделенных значительно более длительными паузами (рис. 11.5).
Соотношение между мгновенной мощностью Римп, излучаемой в пространстве в импульсе и средней мощностью Рср передатчика равно
,
где Т — период между импульсами;
— длительность импульса.
Процесс измерения высоты радиовысотомером импульсного действия сводится к следующему. Приемная антенна принимает два последовательных импульса — прямой и отраженный от Земли. Оба импульса усиливаются и подаются на катодно-лучевую трубку, где воздействуют на электронный луч с круговой разверткой (рис. 11.6).
Если движение луча по окружности от нулевой отметки шкалы будет начинаться в момент времени прихода прямого импульса, а во время прихода отраженного импульса электронный луч получит радиальный всплеск, то угловое положение, а этого всплеска будет пропорциональным измеряемой высоте:
,
где
-чувствительность прибора;
— угловая скорость развертки электронного луча.
Чувствительность 5 и соответственно точность отсчета показаний можно увеличить путем увеличения скорости развертки
. Однако при слишком большой скорости луч может совершить несколько оборотов до момента прихода отраженного импульса и возникнет неопределенность показаний, связанная с незнанием количества оборотов, сделанных лучом.
Получение однозначных показаний достигается переключением диапазонов: при-малой скорости развертки производится грубый отсчет высоты, а при большой скорости делается точный отсчет'.
Погрешности радиовысотомеров импульсного действия складываются из погрешностей от радиопомех и погрешностей от непостоянства угловой скорости развертки.
Радиовысотомер импульсного изучения непригоден для отсчета очень малых высот (при посадке самолета), так как он обладает сравнительно большой зоной нечувствительности, обусловленной тем, что на малых высотах время
соизмеримо с длительностью импульса
, из-за чего прямой и отраженный импульсы сливаются, и их не удается различить друг от друга.






