Становление и основные этапы развития политико-правовых учений

Исторически первой формой человеческого общества было первобытное общество. В этот период еще не существовало каких-либо политико-правовых концепций, что объясняется несколькими фактами. Во-первых, на данном этапе еще не было самого государства и права, а без предмета учения не бывает и самого учения. Во-вторых, сознание первобытного общества всецело опиралось на религиозно-мифические воззрения, в основе которых лежали фантастические представления о мире.

Эпоха первобытного общества с примитивным сознанием, слабыми возможностями не была способна' к разработке политико-правовых учений.

История политико-правовых учений начинается в тот период, когда возникают первые государства в IV—III тысячелетиях до н. э. в государствах Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

Однако учения первых государств о политике и праве еще не были самостоятельными, а выступали частью мировоззрения религиозных верований, мифологии, мистики, поэтому исторически первой формой познания политики, власти, государства и права выступала религиозно-мифологическая.

Несмотря на общий мифологизированный характер, политико-правовые взгляды каждой из древних цивилизаций несколько отличаются. Так, например, на Востоке древнеиндийские учения мифологичны и религиозны, а древнекитайские — более рационалистичны. Кроме того, специфика древневосточной политико-правовой мысли объясняется и тем фактом, что все эти государства по форме правления были деспотиями. Для таких форм правления характерна жесткая централизация власти и обожествление личности правителя. Поэтому в данный период в древневосточных государствах доминирующими были теологические и патриархальные теории государства, права, власти.

С развитием и совершенствованием государственных структур, а вместе ними политической власти и правотворчества появилось стремление людей познать истинную сущность политико-правовых процессов. Существенная рационализация и концептуализация политико-правовой мысли произошла в Древней Греции и Риме. Благодаря работам Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона политические и правовые учения обрели форму теорий, религиозно-мифологическое объяснение политико-правовых процессов было вытеснено философско-этическим.

В Древней Греции активно развивались учения о совершенной политической системе, проводились попытки осознать сущность государственной власти, классифицировать формы государства и права. Древнеримские ученые-юристы внесли неоценимый вклад в развитие юриспруденции в целом, а также в частное и публичное право в отдельности.

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, социальную направленность политике-юридических идей западноевропейского Средневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция.

Первый —раннефеодальный (конец V— середина XI вв.).

Феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований.

Второй этап — пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XI — конец XV вв.).

Для этого периода типичны централизованные сословно-представительные монархии.

Третий — позднее Средневековье (конец XV— начало XVII вв.).

Полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная монархия.

Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западноевропейской политико-юридической мысли.

В эпоху Средневековья политические и правовые учения носили теологический характер. В Европе данный период отмечен распространением христианской религии как официального мировоззрения и идеологии. Центральное место в политических и правовых учениях этой эпохи занимала проблема соотношения духовной и светской властей. В средневековой Европе утвердилась религиозно-этическая форма познания, в основе которой лежала идея о Божественном установлении политической власти, государства, права.

На протяжении всей политической истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

В странах арабского мира в период Средневековья возникла религия ислама, который в отличие от христианства исходил из неделимости религиозной и светской власти.

Эпоха Возрождения и Реформации была ознаменована первыми буржуазными революциями в Голландии и Англии, а также становлением и активным развитием гуманизма. В политико-правовых исследованиях был установлен рациональный подход к изучению государства, права и политики.

В рамках мировоззрения гуманизма развивался индивидуализм, обосновывалось значение светской политической организации. Церковь и официальная христианская доктрина подверглись евангельской и рационалистической критике.

Эпоха Просвещения положила начало классическому либерализму, идеям о правовом обществе, разделении властей, свободе личности, народном суверенитете как высшей политической власти в обществе и т. д.

Эпоха Просвещения вселила в людей убежденность во всесилии разума и веру в «просвещенных» монархов.

Новейший период характеризуется плюрализмом подходов в изучении государства, права и политики. В этот период произошло становление и развитие самостоятельной политической науки, которая оказала заметное влияние на историю политических и правовых учений.

На политико-правовые учения Новейшего времени заметное влияние оказали неюридические дисциплины: социология, философия, психология. Юридический позитивизм уступил место социологическому позитивизму, открыв новые горизонты изучения государства, права и политики.

С 90-х гг. XX в. в центре внимания оказались вопросы геополитического переустройства мира, а также глобальные проблемы человечества, прав человека, определив тем самым дальнейшие перспективы развития политических и правовых учений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: