double arrow

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ

В юридической литературе правовые режимы рассматриваются в нескольких аспектах, как различные правовые категории: законность, порядок, социальный режим определенного объекта или вида деятельности и т.д.

Слово «режим» в Большой Советской Энциклопедии трактуется как государственный строй; метод правления; точно установленный распорядок жизни, работы, отдыха, питания; совокупность правил, мероприятий, норм для достижения той или иной цели.

Режимы могут быть межотраслевыми (режим законности, режим предпринимательства) и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.).

Административному праву присущ свой отраслевой режим, который может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации (Д.Н. Бахрах)[13].

Административно-правовой режим – это основанный на нормах административного права особый порядок функционирования его субъектов, направленный на преодоление негативных явлений в соответствующей сфере государственного управления.

Существуют следующие признаки правовых режимов, в т.ч. административно-правовых:

1. Устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством (ГК РФ, ТК РФ, УИК РФ, федеральные конституционные законы «О чрезвычайном положении», «О военном положении»).

2. Имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные группы общественных отношений (таможенный режим, режим ЗАТО).

3. Представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием. Если правовой режим обеспечивает безопасность, охрану, предотвращение противоправных действий (режим чрезвычайного положения, режим военного времени, особый режим, таможенный), то в основе его юридического инструментария будут лежать правовые ограничения, запреты, меры пресечения, санкции. Например, органом исполнительной власти может устанавливаться особое положение в случае опасности распространения инфекционных заболеваний или режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. В этом случае устанавливаются такие ограничительные меры, как особые условия хозяйствования и режим жизнедеятельности населения, эвакуация, проведение аварийно-спасательных работ, ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации, усиление охраны общественного порядка. Если же режим призван стимулировать развитие какой-либо деятельности, то используются правовые стимулы – дозволения, льготы, поощрения и др.

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

В административно-правовой литературе можно встретить следующие классификации административно-правовых режимов:

1. Исходя из цели:

1.1. Обеспечение интересов государственной безопасности страны (режим охраны государственной границы, защиты государственной тайны, режим проживания и передвижения иностранцев).

1.2. Охрана общественного порядка (разрешительные режимы приобретения и хранения оружия, паспортный режим).

1.3. Достижение целей и задач иных отраслей управления (таможенный, санитарный режимы).

1.4. Комплексные режимы (военная угроза, стихийное бедствие).

2. В зависимости от подведомственности:

2.1. федеральные режимы – устанавливаются и регулируются федеральными органами государственной власти;

2.2. региональные;

2.3. местные.

3. В зависимости от объекта:

3.1. Территориальные (военное положение, карантин, режим исключительной экономической зоны, континентального шельфа).

3.2. Объектные режимы (режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим СИЗО).

3.3. Режим обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение (режим оборота оружия, наркотических средств, ядов).

3.4. Функционально-деятельностные режимы (режим деятельности МЧС, противопожарный режим, эвакуационный).

4. По критерию юридических свойств режимы подразделяют на:

4.1. ординарные;

4.2. экстраординарные (режимы, вводимые на территории, где возникла угроза безопасности).

За нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции ст. 3.9 КоАП РФ устанавливает повышенный срок административного ареста до 30 суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: