Нивелировочные работы

Цель – контроль геометрии планера и регулирование органов управления полетом. Геометрию планера задают на чертеже общего вида совокупностью параметров, определяющих размеры основных агрегатов и положение их относительно друг друга и базовых осей координат.

Поскольку непосредственное измерение приведенных размеров (особенно угловых), не представляется возможным, на основе чертежа общего вида разрабатывают нивелировочный (нивелировочно-регулировочный) чертеж. Геометрию планера задают при этом совокупностью параметров, определяющих положение в пространстве специальных нивелировочных точек на поверхности самолета.

Положение нивелировочных точек определяют, проектируя на поверхности агрегатов точки пересечения осей элементов каркаса планера (лонжеронов, нервюр, шпангоутов). Параметры нивелировочных точек указывают в нивелировочных таблицах в виде превышения их относительно друг друга в вертикальной плоскости и расстояний между ними в горизонтальной плоскости. Там же задают допуски на реализацию этих параметров в зависимости от класса машины, габаритов, требований устойчивости и управляемости.

Нивелировочные точки наносят на поверхности агрегатов в сборочных либо в контрольно-измерительных приспособлениях. Выполняют в виде кернов или отверстий с резьбой под сережки навески отвесов. Маркируют красной краской (диаметр крута – 30 мм; толщина линий – 5 мм).

Контроль геометрических параметров планера (нивелировку) проводят с применением оптических приборов – нивелира и теодолита. Нивелир – оптический прибор, фиксирующий горизонтальную плоскость. Теодолит – оптический прибор, фиксирующий горизонтальную и вертикальную плоскости.

1) Подготовка к нивелировке. Самолет устанавливают на регулируемые по высоте опоры на специальной площадке с изолированным фундаментом. Оптические приборы выставляют в рабочее положение, обеспечивающее хороший обзор всех точек, настраивают (выверяют) по уровням (см. рис. 1.41).

2) Установка самолета в линию полета. Самолет выставляют в линию полета так, чтобы продольная и поперченная оси располагались в горизонтальной плоскости. Горизонтальность проверяют по 4-м точкам (2 на крыле и 2 на фюзеляже).

3) Собственно нивелировка. Проверяют положение нивелировочных точек в соответствии с нивелировочно-регулировочным чертежом и таблицей. Данные заносят в нивелировочный паспорт. Паспорт сопровождает машину весь период эксплуатации.

Положение точек в вертикальной плоскости определяется как разность расстояний до фиксированной нивелиром горизонтальной плоскости (превышения точек). Отсчеты производят по линейкам, последовательно вертикально приставляемым к нивелировочным точкам. Положение точек в горизонтальной плоскости определяют путем измерения расстояний между проекциями точек на пол площадки. Проектирование производят с помощью отвесов, подвешиваемых к соответствующим точкам, измерения – с помощью металлических линеек, рулеток.

Нивелировка является заключительной контрольной операцией. В случае выхода нивелировочных параметров за пределы допустимого дефектный агрегат должен быть заменен. При этом должны быть выявлены и устранены причины, вызвавшие дефект (проверены стапели сборки агрегатов, разделочные стенды, контрольно-измерительные приспособления).

Рис. 1.41. Порядок нивелировки планера

В последние годы вместо оптических приборов часто используют лазерную технику. При больших объемах производства целесообразно создание специальных нивелировочных стендов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: