Бортовые системы можно классифицировать по назначению и виду применяемых коммуникаций.
По назначению выделяют следующие основные системы:
- силовые установки (СУ) (двигатели, системы их запуска, снабжения топливом, управления двигателями и т.д.);
- системы управления полетом (СУП) (пилотажно-навигационное оборудование, системы наведения и т.д.);
- энергосистемы (ЭС) (гидравлические, пневматические, электрические и т.д.);
- специальные системы (пассажирско-бытовые, системы спасения, противопожарные и т.д.).
По применяемым средствам коммуникации подразделяют на системы электропроводные, трубопроводные, кинематические (механические) и смешанные.
Элементы бортовых систем по функциональным признакам:
- источники и преобразователи энергии;
- исполнительные органы;
- датчики информации;
- элементы автоматики;
- счетно-решающие и вычислительные устройства;
- указательные и измерительные приборы;
- коммуникации;
- крепежные элементы.
В процессе производства функциональные элементы объединяют в самостоятельные монтажные технологические единицы:
|
|
- комплекс бортовых систем – все бортовые системы ЛА;
- участок систем – часть комплекса, смонтированная на отдельных агрегатах, секциях и узлах ЛА;
- зона систем – часть участка, выделенная по определенному признаку (зона энергоузлов, зона радиоаппаратуры, зона гидрокоммуникаций и т.д.);
- монтажный узел – часть участка или зоны, выполняющая определенные ограниченные функции (монтажная гидравлическая панель, щиток, пульт и т.д.);
- блок – часть монтажного узла, выполненная в одном корпусе (в виде блоков поставляют приборы, радиоаппаратуру, коммутационные коробки и т.д.);
- коммуникации – часть монтажного узла, зоны или участка систем, предназначенная для соединения функциональных и технологических элементов между собой.
При этом следует иметь в виду, что если один из рассматриваемых элементов, например, блок или элемент коммуникации является составной частью другого элемента, например, монтажного узла, то монтажный узел по отношению к блокам и этим коммуникациям будет элементом конструкции высшего порядка, а блоки и коммуникации по отношению к монтажному узлу – элементами высшего порядка.
Современный уровень монтажных работ характеризуется следующими особенностями:
- низким уровнем механизации и широким применением ручного труда в связи со сложностью конструкции ЛА и высокой плотностью размещения бортовых систем;
- высокой трудоемкостью;
- большим объемом технологической документации в связи с разнообразием операций и ответственностью технологического процесса.