Качество и конкурентоспособность

КАЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приво­дят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособ­ности. Среди таких процессов основные следующие:

1. Увеличиваются предложения потребителям.

Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурент­ной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.

Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность органи­заций становится главным фактором, определяющим успехи в биз­несе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспе­чение удовлетворяющего клиентов качества становится стратеги­ческой задачей организации.

2. Ухудшается экологическая обстановка.

Фирмы начинают демонстрировать озабоченность как индиви­дуальным, так и коллективным благосостоянием общества, а не просто удовлетворением краткосрочных потребностей. Обостря­ющиеся проблемы защиты окружающей среды и экономии при­родных ресурсов привели к появлению так называемого энвирон-менталистского движения, родственного движению «зеленых».

Энвиронменталистское движение отражает осознание скудности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием излишеств в потреблении на окружающую среду. Логика энвиронменталистов следующая: «У всякого потребления есть положительные и отрица­тельные свойства». Стремление количественно увеличить потребле­ние способствует недооценке негативных последствий. У этих негативных последствий высокая социальная стоимость, которую в ус­ловиях недостатка ресурсов необходимо учитывать в явной форме.

Энвиронменталисты не разделяют принцип приоритета потре­бителя, если его осуществление влечет разрушение среды обитания.

Целью экономической системы не должно быть удовлетворение потребителя как таковое, и прежде всего повышение качества жизни. Главная их забота — защита и улучшение среды человеческого оби­тания, в том числе экономическими методами. Социальные устрем­ления в большинстве стран сместились с категории «количество» на категорию «качество» жизни. От фирмы требуют, чтобы, пресле­дуя общую цель по умножению богатства, она принимала бы на себя и «социальную ответственность». Организация, решившая стать на данный путь, должна четко сформулировать и гласно объявить эти­ческие правила, которым она будет следовать в.своих отношениях с рынком. Этическая проблема возникает каждый раз, когда у ру­ководителя появляется возможность пренебречь моральными нор­мами для получения личной выгоды или прибыли для фирмы.

В интересах организации сделать выбор в пользу этичного по­ведения не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь весьма серьезные потери на личном, организационном и внешнем уровнях. Фирма, публич­но обвиненная в неэтичном поведении, может понести серьезные убытки из-за падения продаж и утратить доверие и хорошее от­ношение покупателей.

3. Усиливается влияние на качество внешних для фирмы факторов.

Качество все больше определяется не инженерами и менедже­рами фирмы-производителя, а внешними для предприятия фак­торами, такими, как запросы потребителей, конъюнктура рынка, конкурентная рыночная среда и т.д. Перед персоналом организаций встает задача добиваться успеха в бизнесе, обеспечивая собственные интересы путем удовлетво­рения реальных и потенциальных запросов потребителей.

4. Качество продукта становится критическим показателем конкурентоспособности.

Услуги и изделия, качество которых ниже требований рынка, утрачивают свою реальную рыночную стоимость, даже при нали­чии привлекательной этикетки с ценой. По существу речь идет об утрате товарам и низкого качества потребительной стоимости и о пересмотре классических подходов к учению о потребительной стоимости продукции.

Если фирма не в состоянии вывести на большинство рынков сбыта продукт, имеющий «запрашиваемый» потребителем уровень качества, то ее бизнес, как правило, обречен на провал. Поскольку на современных рынках заниженная цена все в большей сте­пени утрачивает свою роль в конкуренции, можно сказать, что у таких предприятий нет ничего, что можно было бы противопоставить конкурентам.

Проведенные японскими учеными исследования показали, что

основная причина этого в особенностях реагирования клиентов на качество приобретаемых продуктов. Так, в результате специальных исследований поведения потребителей было установлено, что при неудовлетворенности качеством активность клиентов в рас­пространении негативной информации о фирме и ее продукте су­щественно выше, чем в случаях, когда качество соответствует их запросам

5. Ускоряется снижение рыночной стоимости товара в процессе его жизни на рынке.

Организации-производители все меньшее время способны удерживать на рынках ту начальную цену за продукты труда, с которой они выходят на данные рынки. Следовательно, фирмы вынуждены ускорять разработку и внедрение новых про­дуктов (нового качества), что приводит к возрастанию роли ин­новаций в коммерческом успехе фирмы. Эффект созидательного разрушения, как его определил И. Шумпетер в 1949г., хорошо известен. Новыми представляются ускорение и географическое распространение инновационных процессов. Скорость роста в экономике теснее связывается с разработкой новых технологий и возникновением на их базе новых отраслей.

Фирмы все в большей степени имеют дело с конкуренцией в инновации, основанной на технологическом прогрессе, которая все шире используется как наступательное оружие для завоевания рынка.

Это привело к появлению так называемых инновационных фирм. На все новых отраслевых рынках инновационность предприятия ста­новится необходимым требованием для успешной деятельности. Ин­новационная фирма должна обеспечить сочетание малых Сроков внедрения новых разработок в производство с высоким качеством уже
первых произведенных продуктов. Это предъявляет к разработкам и
производству особые требования, исключающие возможности пресло­вутых «доводок» продукции после начала выпуска ее новых видов.
Ведущие фирмы действуют по принципу: «У нас нет лишних средств
и лишнего времени, чтобы продукцию сначала производить, а потом
ее доводить». Новые подходы к разработке и производству приводят
к необходимости коренного совершенствования их технологий на ос­нове современных научно-технических достижений. Наступает век
механотроники, широкого внедрения роботов и электронного управ­ления производством.

6. Возрастающая конкуренция заставляет производителей при­спосабливать услуги и продукты к требованиям все более узких групп потребителей.

Все чаще побеждать в конкуренции стали диверсификационные фирмы. Это привело организации к необходимости повышать уро­вень диверсификации выпускаемой ими продукции. Производители вынуждены прибегать к более детальной сегментации рынков сбы­та, вследствие чего им приходится выпускать более мелкие объе­мы партий однородного продукта. Возникает проблема одновремен­ного обеспечения и роста качества, и экономичного выпуска изде­лий малыми сериями. Потенциал диверсификационных фирм определяется их способностью рентабельно выпускать продукцию малыми сериями. Это, естественно, выдвигает особые требования к фирмам, технологии проектирования и производства, гибким си­стемам автоматизации технологии с широким использованием ком­пьютерного управления на базе быстро перестраиваемых унифици­рованных и многофункциональных программ.

7. Обостряются экономические проблемы.

Кризисные явления в мировой экономике, сокращение миро­вых запасов полезных ископаемых и непрерывное возрастание себестоимости их добычи, увеличивающиеся затраты на защиту окружающей среды и здравоохранение создают серьезные эконо­мические проблемы для современных организаций. Большинство организации и далее должны действовать в условиях усложняю­щихся экономических проблем, решение которых во многом свя­зано с эффективным поиском путей коренного повышения качества продукции. Впечатляющее число обанкротившихся фирм свидетельствует, что глубокие изменения в экономике влекут за собой быстрое и жестокое наказание за ошибки, в особенности в менеджменте качества. Обостряющиеся экономические проблемы в еще большей степени усиливают значение повышения качества, поскольку современные системы управления качеством позволяют одновременно и повышать качество выпускаемой продукции, и снижать ее себестоимость. Иными словами, категории «каче­ство» и «экономичность» следует рассматривать не как альтерна­тивы, а как взаимодополняющие понятия.

8. Усиливается международное распределение лидерства ком­паний в области качества.

Ведущие в области качества организации захватывают все но­
вые рынки и их сегменты, разоряя конкурентов, не способных
производить продукцию надлежащего качества. Усиление этих
процессов связано с резким возрастанием роли имиджа фирмы в
области качества в ее конкурентоспособности и. следовательно,
в коммерческом успехе.

Имидж производителя все в большей мере становится решаю­щим при принятии потребителями решений о приобретении того или иного продукта. Это многократно умножает эффект оттого, что фирма занимает место мирового лидера в области качества определенных изделий и услуг.

В то же время в целом ряде областей конкуренция стала гло­бальной. Сокращение расстояний или по крайней мере сокраще­ние временных или транспортных затрат, достижения в области логистики привели к тому, что конкуренция в отношении рын­ков, товаров, трудовых затрат и цен ведется теперь в масштабах всей планеты.

Можно привести следующие основные причины глобализации конкуренции:

• в результате развития связи, транспорта, туризма многие сот­ни миллионов потребителей начинают представлять рынок более однородным, а все большая равномерность потребностей и жела­ний благоприятна для развития потенциального рынка «глобаль­ных» товаров;

• распространение технического прогресса происходит столь
стремительно, что инновацию следует вводить на все крупные
рынки одновременно, так как запаздывание на одном из рынков
подвергает фирму опасности быть побежденной соперником, спо­собным предложить рынку похожий товар сразу на всех рынках и
достигнуть, таким образом, доминирующего положения, которое
может стать необратимым;

• стоимость разработки некоторые видов оборудования столь высока, что окупить ее можно лишь на мировом уровне.

Таким образом, эффективно работать на отечественном рынке уже недостаточно, фирма должна обеспечивать свое конкурент­ное преимущество на международном рынке. Это требует учета и применения сложившихся международных систем стандартизации и сертификации, правил обеспечения гарантированности качества продукта труда, созданного товаропроизводителями.

Все вышеизложенное определяет значение и актуальность обес­печения качества и конкурентоспособности продукции и услуг и системного подхода к решению данной проблемы.

Характеризуя современные подходы к обеспечению качества и конкурентоспособности организаций и их продукта труда, мож­но отметить следующие черты.

Прежде всего — это ориентация на потребителя, а самым передовым компаниям под силу ориентироваться и на продукт, и на потребителя («интегрированный маркетинг»). Для осуществления этого важно не только исповедовать маркетинговую концепцию, но и обладать сложной и динамичной технологией, позволяющей овладевать технологическими разрывами, т.е. скачкообразными, неожиданными изменениями технологии. Это дает возможность предугадывать развитие потребностей и создавать возможности их удовлетворения часто еще до того момента, когда их отчетливо осознает покупатель.

Необходимо также особое внимание уделять инновациям. Именно введение новых продуктов и технологий — залог конкурентоспособности фирм. Крупные концерны являются сейчас научно-производственными объединениями. В них ассигнования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы достигают 6 - 7% объема продаж и имеют тенденцию к росту, причем «замораживание» этих расходов, а тем более сокращение численности персонала, занятого в исследовательском секторе, как показала практика ставит любую организацию на грань краха.

Требуется единая концепция обеспечения качества и конкурен­тоспособности, основанная на подчиненности товаропроизводителей запросам потребителей и интересам общества в целом. Следует учитывать, что при реализации маркетинговой концепции; бизнеса возрастают риски организаций. Это требует отказаться от принятия решений «по принципу интуиции» и широко использовать методы анализа и оценки качества, позволяющие на объективной основе с учетом альтернативного подхода выбрать наиболее разумное решение.

Современная система обеспечения качества и конкурентоспособности организации становится «тотальной». Это означает, что любой ее работник, независимо от занимаемой должности и возложенных на него обязанностей, является неотъемлемой составной «частью» данной системы. То есть в организации нет работника, деятельность которого не влияет на «имидж» данного това­ропроизводителя, качество и конкурентоспособность продукта его труда. Вот почему понимание проблем обеспечения качества и соответствующие знания необходимы всему персоналу современ­ных организаций.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что фир­мы, наиболее успешно действующие на современных рынках, в своих подходах к экономике качества приняли такой принцип, при котором стратегия улучшения качества, включая требования к безопасности продукции для окружающей среды, главенствует над факторами цены и прибыли.

Рассмотренные тенденции развития мировых рынков требуют особых подходов к решению проблем качества с учетом сложнос­ти и многоаспектности данного объекта управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: