К плавучим средствам навигационного оборудования относятся буи, вехи и плавучие маяки. Это плавучие конструкции, которые устанавливаются на якорях в заданных точках с целью ограждения навигационных опасностей и обозначения осей фарватеров, рекомендованных курсов и зон разделения движения, бровок морских каналов и узкостей, а также границ районов и зон рыболовных снастей, кабелей, мест якорных и карантинных стоянок. На плавучих СНО могут устанавливаться светооптические аппараты, радиолокационные отражатели и топовые фигуры. Буи, кроме того, могут оборудоваться звукосигнальными установками и маркерными радиомаяками, что позволяет успешно использовать их в условиях пониженной видимости.
Плавучие СНО должны удовлетворять следующим основным требованиям:
• сохранять свое штатное место, внешнийвщги характеристику;
• обеспечивать требуемую дальность видимости в светлое и темное время суток;
• легко распознаваться по окраске корпуса, надстройки и виду топовой фигуры в дневное время, а также по цвету и характеристике огня в ночное время;
|
|
• быть простыми и надежными, удобными в обслуживании и недорогими.
Буи в зависимости от назначения, размера и источника питания подразделяются на морские, лиманные и канальные; большие, средние и малые; электрифицированные (ацетиленовые) и несветящие.
Независимо от назначения и размеров буи имеют следующие основные части: корпус, надстройку и противовес. Корпус исполняет роль поплавка и обычно сварен из листов стали. Внутри корпуса имеются герметичные пеналы для размещения источников питания. Надстройка предназначена для увеличения дальности видимости буя и в верхней части имеет площадку для установки светооптического аппарата. Здесь же крепится радиолокационный отражатель и топовая фигура. Противовес служит для придания бую остойчивости и может иметь разнообразную конструкцию.
Система МАМС разработана на основе объединения ранее действующих на морях Мирового океана систем ограждения опасностей и включает в себя две системы – систему А (красный слева) и систему Б (красный справа).
Предложение про объединение систем ограждения А и Б было утверждено Конференцией Международной ассоциации маячных служб (МАМС) в ноябре 1980 г с участием Международной морской организации и международной гидрографической организации.
Система МАМС предусматривает использование таких типов знаков:
- латеральные знаки;
- кардинальные знаки;
- знаки отдельных опасностей малых размеров;
- осевые знаки или знаки «чистой воды» (это знаки, которые обозначают начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода);
|
|
- знаки специального назначения.
Перечисленные типы знаков, в зависимости от особенностей района плавания, могут применяться как каждый отдельно, так и в разных комбинациях с использованием всех или некоторых типов одновременно.
Каждому типу плавучих знаков системы МАМС присваиваются соответствующие окраска, цвет и характер огня, а также вид и окраска топовой фигуры, что позволяет надежно распознать знаки в светлое и темное время суток.
Форма и конструкция знаков системы МАМС могут быть разными. Наибольшее распространение для буев получила сигарообразная и столбовидная формы.
На светящих и несветящих буях могут устанавливаться радиолокационные отражатели, радиолокационные маяки-ответчики, ревуны и другое оборудование. Состав оборудования объявляется в навигационных пособиях.
Особенностью использования системы МАМС в водах Украины является то, что каждому типу знаков соответствует только один, присвоенный ему характер огня.
В водах других государств, как региона А, так и региона Б, знакам, кроме «Основной фарватер (канал) справа», «Основной фарватер (канал) слева» и знаков других опасностей малых размеров предусматривается возможность использования нескольких вариантов характера огня.
Преподаватель Нерубасский А.А.