double arrow

Методом взаимных пеленгов (в экстремальных ситуациях)

Для этого с судна пеленгуют магнитный компас, установленный на берегу или на деревянной шлюпке, а с берега или со шлюпки синхронно пеленгуют компас, установленный на судне. Девиация определяется так:

δi = (180° + МПi) – КПi (2.25)

Современные гирокомпасы вырабатывают курс с точностью до 0,5° (при вероятности 0,95) при постоянном курсе и качке не более 2°. При усилении качки и интенсивном маневрировании погрешность курсоуказания может достигать 4°.

Необходимо иметь в виду, что вследствие действия инерционных погрешностей наибольшая точность измерений может быть достигнута через 20...40 мин после окончания маневра, что необходимо учитывать при определении поправок прибора.

Как магнитный компас, так и гирокомпас имеют в своих показаниях систематические погрешности, которые необходимо компенсировать поправками. Эти поправки определяют навигационными или астронавигационными способами, и расчетывыполняет штурман, обычно вахтенный помощник капитана.

В качестве формул расчета применяют известные соотношения:

ΔК=ИК-КК (2.26)

ΔК=ИП-КП (2.27)

Где ΔК, КК, КП — общие обозначения поправки компаса, компасного курса и компасного пеленга.

Таким образом, задача заключается в определении истинных направлений, которые обычно снимаются с карты либо рассчитываются астронавигационными методами, если производится пеленгование светил.

Используют следующие методы определения поправок курсоуказателей:

1. По пеленгу створа навигационных ориентиров при плавании в пределах видимости берегов, ИП створа на карте обозначен.

Кроме искусственных створов часто используют естественные береговые створы навигационных ориентиров, например четкие срезы мысов и т.д. (рис. 2.12).

2. По ИП удаленного ориентира, если судно стоит у причала. В этом случае необходимо точно определить на карте или плане координаты компаса и снять ИП на пеленгуемый навигационный ориентир. У причала обычно имеется возможность определения серии поправок по различным ориентирам. Эти поправки необходимо осреднить для получения наиболее вероятных значений.

3. С помощью ИП светила.

4. По сличению скурсоуказателем, поправка которого известна,

используя формулы, полученные при приравнивании истинных курсов:

ККП + ΔМКП = ККГл + ΔМКГл (2.28)

ККП + ΔМКП = ГКК +ΔГК (2.29)

Уравнения (2.28) и (2.29) решаются относительно неизвестной поправки.

Указанные формулы используют при переходе с показаний одного компаса на другой, если вышел из строя какой-либо из них. Например, при поломке ГК переходим на путевой компас, используя соотношение (2.29):

ККП = ГКК + ΔГК – ΔМКП (2.30)

Отсюда понятна необходимость как минимум раз за вахту и при каждой смене курса производить сличение показаний курсопоказателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: