Судно, перемещаясь по водной поверхности Земли, совершает движение в двух средах — водной и воздушной, которые также движутся относительно дна морей и океанов.
Движение судна принято делить на относительное (относительно водных масс) и абсолютное (относительно поверхности Земли).
Перемещение судна под действием водных и воздушных масс, т. е. под действием ветра и течения, называют переносным движением. В векторном представлении все три вида движения представлены на рис. 2.13 в виде треугольника скоростей.
В специальной литературе вектор переносной скорости Vс обычно связывают с понятием общего сноса судна под действиемветраи течения. Таким образом, векторные формулы связи скоростей могут быть записаны так:
V= V0 + Vc (2.32)
Vс= VВ + VT (2.33)
где V — вектор абсолютной скорости; V0 — вектор относительной
скорости; Vc — вектор переносной скорости; VB — вектор скорости
сноса судна ветром; VТ — вектор скорости течения.
В соответствии с типом измеряемой скорости современные лаги делят на абсолютные и относительные. В настоящее время реализованы два физических принципа измерения абсолютной скорости движения судна: по доплеровскому сдвигу частот и с помощью инерциальных систем навигации. Относительную скорость изменяют в основном двумя типами лагов: гидродинамическими и индукционными. Гидродинамические лаги работают по принципу измерения динамического давления набегающего потока воды при движении судна. Относительная скорость являетсяфункцией измеренного давления РД:
|
|
V0 = f(Рд)
Индукционные (электромагнитные) лаги работают по принципу электромагнитной индукции. Магнитное поле, создаваемое специальным устройством на днище судна, перемещается в потоке морской воды, являющейся электролитическим раствором. В ней наводится ЭДС — функция относительной скорости судна:
V0 = f(ЭДС)
К измерителям переносной скорости относят дрейфомеры и измерители течений. Таким образом, истинной илиабсолютной скоростью судна называют скоростьсуднаVотносительно Земли (дна) с учетом действия ветра и течения.
Относительной скоростьюV0 называют скорость судна относительно водных масс.
Преподаватель Нерубасский А.А.
ПЛАН
проведения практического занятия ПЗ 3.1
Тема: Определение ∆МК, ∆ГК. Расчёт ∆Л, Кл на мерной линии и с использованием РЛС.
Оснащение: Класс навигационной прокладки (репитера МК, ГК, лага), МНК, Таблицы девиации, поправок лага, Мореходные таблицы МТ-75(МТ-2000), ПЭВМ.
Цель занятия:
Знать: Терминологию и условные обозначения. Правила расчёта склонения, пользование таблицей девиации, требования Главы V СОЛАС-74 и РШСУ-98 по определению ∆МК, ∆ГК, ∆Л, Кл и методы их определения.
|
|
Уметь: Приводить МНК к году плавания, определять девиацию по таблице, по заданным исходным данным рассчитывать ∆МК, ∆ГК, ∆Л, Кл.
План проведения занятия:
-опрос знания курсантами терминологии, условных обозначений согласно РШСУ-98, правил и методов определения ∆МК, ∆ГК;
-опрос знания курсантами требований к оборудованию мерной линии и методов определения ∆Л и Кл на мерной линии и с использованием РЛС;
-инструктаж о порядке выполнения расчётов;
-выдача индивидуальных заданий для выполнения расчётов в аудитории и для домашних заданий.
Литература:
1. Ю.К. Баранов «Навигация». Учебник для вузов. СПб. Изд. «Лань»1997- 349с.(Гл.2.4-2.8 с.39).
2. М.И. Гаврюк «Задачник по навигации и лоции». М.;Транспорт, 1984-312с. (Гл.2.5 с.34; 2.7 с.38)
3. РШСУ-98.Приложение 2.с.73, Приложение 5. с.84.
Методы определения остаточной девиации, поправок магнитных и гиро- компасов, контроль за их работой.
Основными достоинствами магнитного компаса являются простота его устройства, высокая степень автономности и надежности. Главным недостатком — невысокая точность определения направлений. Погрешности могут достигать 2...4°, особенно при качке. Источники погрешностей:магнитное склонение, девиация, инерционность инедостаточная чувствительность системы магнитных стрелок к магнитному полю Земли. Необходимо иметь в виду, что картушка магнитного компаса после маневрирования судна приходит в меридиан через 3...4 мин, поэтому его использование в этот интервал времени недопустимо.
На судне обычно устанавливают два магнитных компаса: главный компас для определения места судна и путевой — для управления судном. Главный компас устанавливают в ДП судна, в месте, обеспечивающем круговой обзор и максимальную защищенность от судовых магнитных полей. Обычно — это верхний мостик судна.
Важным для судовождения является точное знание девиации магнитного компаса. Большая девиация недопустима на судне, так как в этой ситуации компас перестает реагировать на магнитное поле Земли и становится просто бесполезным.
Девиация магнитного компаса уничтожается при нормальных условиях плавания не реже одного раза в 6 мес. специальными способами, изучаемыми в курсе девиации. Остаточная же девиация подлежит определению навигационными способами и не должна превышать нескольких градусов.
Девиация магнитного компаса определяется:
- не реже одного раза в год;
- после ремонта, докования, размагничивания судна, а также после погрузки и выгрузки грузов, меняющих судовое магнитное поле;
- при значительном изменении магнитной широты;
- при расхождении фактической девиации с табличной более чем на 1° для главных компасов и на 2° для путевых;
- перед дальним рейсом.
Все способы определения остаточной девиации построены на использовании формулы:
МП = КП + δ
Так как девиация зависит от курса судна, то обычно ее определяют на 8 равноотстоящих компасных курсах, а промежуточные значения находят линейнойинтерполяцией.
Предполагают также, что судовое магнитное поле симметрично относительно ДП судна, т.е. девиация симметрично распределена относительно магнитного меридиана, поэтому среднее значение компасных пеленгов, взятых на какой-либо удаленный ориентир на равноотстоящих курсах, можно принять за оценку магнитного пеленга Формулу для определения магнитного пеленга можно записать так:
∑ КПi
i = 1
МП = + А
Где А — некоторая поправка за систематическую погрешность, которая должна быть известна на каждом судне для конкретного компаса.
Все измерения должны проводиться, как минимум, двумя наблюдателями.
|
|
Рассмотрим основные методы определения девиации.
1. По створу (рис. 2.10).
Это наиболее точный метод. Судно пересекает створ на 8 равноотстоящих компасных курсах, и штурман определяет КПi створа. Компасные курсы отстоят друг от друга на 45°.
Магнитный пеленг рассчитывают по формуле:
МП = ИП – d (2.20)
ИП снимают с карты, d должно быть приведено к году плавания, а при маневрировании в окрестности створа необходимо учитывать инерционные характеристики магнитного компаса.
Если магнитное склонение неизвестно, то можно использовать формулу:
∑ КПi
i = 1
МП = + А
и составляют таблицу или график девиации как функцию компасного курса.
Для удобства применения таблицу составляют через 10° по компасному курсу.
При пользовании таблицей девиации в задаче «перевод румбов» штурман не имеет компасного курса, а поэтому в таблицу входят с рассчитанным магнитным курсом и получают приближенное значение КК'. Если необходимо, то делают второеприближение, используя КК' для входа в таблицу.