Принцип платности использования земли в РФ закреплен Земельным кодексом 2001 г. Целью платы за городскую землю являются:
стимулирование рационального использования территорий;
выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества посредством изъятия рентного дохода;
формирование доходной части бюджета;
регулирование структуры городского хозяйства;
реализация стратегии развития города в соответствии с перспективными градостроительными документами.
Формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата за землю. Плата за землю не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. В настоящее время базой для определения платежей за землю являются результаты комплексной градостроительной оценки территории (КГОТ). Земельным кодексом (2001 г.) предусматривается переход к взиманию земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
|
|
Налог на городские земли определяется на основе средних ставок, установленных федеральным законом (в руб./м2) в год. Средние ставки земельного налога дифференцированы по 11 экономическим районам страны. При формировании налоговых ставок с земель городов применяются коэффициенты в зависимости от статуса города, развития его социально-культурного потенциала и др.
Внутри каждого города нормативные ставки земельного налога также могут быть дифференцированы. Ставки земельного налога по отдельным зонам города определяются таким образом, чтобы расчетная налоговая масса в целом по городу, определенная исходя из зональных ставок и площади оценочных зон, была равна сумме налога, исчисленной по средней ставке для всей площади города
где -сумма земельного налога в целом по городу за год, руб.;
-площадь города, м2;
средняя ставка земельного налога для города, руб./м2 в год;
- площадь зоны градостроительной ценности территории (ЗГЦТ) города, м2;
ставка земельного налога для отдельной ЗГЦТ, руб./м2 в год;
- номер ЗГЦТ ( = 1,..., ).
Границы различных зон определяются по результатам комплексной градостроительной оценки территории, предполагающей сравнительную оценку каждого участка городской территории со всеми остальными участками по комплексу факторов качества городской территории. Так, например, в городе Белгороде ставки земельного налога дифференцированы по 9 зонам градостроительной ценности территории.
Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов:
|
|
· местоположение;
· доступность к центру города, местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания;
· состояние окружающей среды;
· уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории;
· уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения;
· эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории;
· инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· рекреационная ценность территории и др.
При определении ценности городских территорий учитывается функциональное использование территорий и важность отдельных факторов для определенных видов землепользования.