Сущность заработной платы, ее формы и системы

Совокупный общественный продукт:

СОП = с + v + m,

где с – овеществленный труд;

v – живой труд для себя;

т – живой труд для общества (чистый доход государства).

Заработная плата (ЗП) является ценой за выполненный живой труд для себя (v).

Цена за продукт, которая включает в себя ЗП, должна отвечать двум основным принципам:

– научности;

– прогнозируемости (управляемости).

ЗП должна соответствовать этим двум фундаментальным принципам и зависеть от количества и качества живого труда.

Определяющими факторами оплаты живого труда являются:

– квалификация работника, которая определяется:

· уровнем общего образования (культуры);

· уровнем профессиональной подготовки;

· практическим опытом;

– условия труда:

· обычные;

· тяжелые;

· вредные;

· работа в дневное время;

· работа в ночное время;

· работа в праздничные или будние дни;

· неблагоприятные природно-климатические условия.

Все эти факторы бесспорны и должны учитываться при разных методах управления.

В рыночных отношениях к этим факторам добавляются еще два:

1) спрос на создаваемую продукцию и ее предложение; спрос на рабочую силу и ее предложение;

2) экономические успехи хозяйственной структуры, в которой осуществляется труд.

С учетом всех перечисленных факторов вопросы заработной платы в разных странах решаются по-разному.

Так, в нашей стране на железнодорожном транспорте до рыночных отношений ЗП определялась так называемой тарифной системой, включающей:

– тарифно-квалификационный справочник;

– тарифную сетку, тарифные ставки;

– схему должностных окладов.

В настоящее время, с 01.04.2007 г., введена корпоративная система оплаты труда.

В США в большинстве компаний ЗП определяется по такой схеме. Первоначально назначается максимальная величина ЗП, которая делится на 3 части: 25%, 25% и 50%.

Если работник допускает брак (получает рекламацию), то максимальная ЗП уменьшается на 25%, при повторной рекламации ЗП уменьшается еще на 25%. Дальнейшее уменьшение заработной платы запрещено федеральным законом, поэтому к работнику применяются другие меры воздействия вплоть до разрыва контракта с ним.

Заработная плата на железнодорожном транспорте РФ состоит из трех частей:

– тарифного заработка;

– различного рода надбавок и доплат;

– стимулирующей части (премии).

Структурная схема фонда оплаты труда представлена на рис. 10.1.

Следует различать ЗП номинальную и реальную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: