Совокупный общественный продукт:
СОП = с + v + m,
где с – овеществленный труд;
v – живой труд для себя;
т – живой труд для общества (чистый доход государства).
Заработная плата (ЗП) является ценой за выполненный живой труд для себя (v).
Цена за продукт, которая включает в себя ЗП, должна отвечать двум основным принципам:
– научности;
– прогнозируемости (управляемости).
ЗП должна соответствовать этим двум фундаментальным принципам и зависеть от количества и качества живого труда.
Определяющими факторами оплаты живого труда являются:
– квалификация работника, которая определяется:
· уровнем общего образования (культуры);
· уровнем профессиональной подготовки;
· практическим опытом;
– условия труда:
· обычные;
· тяжелые;
· вредные;
· работа в дневное время;
· работа в ночное время;
· работа в праздничные или будние дни;
· неблагоприятные природно-климатические условия.
Все эти факторы бесспорны и должны учитываться при разных методах управления.
В рыночных отношениях к этим факторам добавляются еще два:
|
|
1) спрос на создаваемую продукцию и ее предложение; спрос на рабочую силу и ее предложение;
2) экономические успехи хозяйственной структуры, в которой осуществляется труд.
С учетом всех перечисленных факторов вопросы заработной платы в разных странах решаются по-разному.
Так, в нашей стране на железнодорожном транспорте до рыночных отношений ЗП определялась так называемой тарифной системой, включающей:
– тарифно-квалификационный справочник;
– тарифную сетку, тарифные ставки;
– схему должностных окладов.
В настоящее время, с 01.04.2007 г., введена корпоративная система оплаты труда.
В США в большинстве компаний ЗП определяется по такой схеме. Первоначально назначается максимальная величина ЗП, которая делится на 3 части: 25%, 25% и 50%.
Если работник допускает брак (получает рекламацию), то максимальная ЗП уменьшается на 25%, при повторной рекламации ЗП уменьшается еще на 25%. Дальнейшее уменьшение заработной платы запрещено федеральным законом, поэтому к работнику применяются другие меры воздействия вплоть до разрыва контракта с ним.
Заработная плата на железнодорожном транспорте РФ состоит из трех частей:
– тарифного заработка;
– различного рода надбавок и доплат;
– стимулирующей части (премии).
Структурная схема фонда оплаты труда представлена на рис. 10.1.
Следует различать ЗП номинальную и реальную.