Опрос по почте отличают от очного анкетирования на месте:
- в первом случае ожидается возвращение опросного листа (например, по заранее оплаченному почтовому отправлению),
- во втором — анкетер сам собирает заполненные листы.
Очевидно, что в случае проведения опроса в группах процент людей, заполнивших и вернувших анкету, будет выше, чем при опросе по почте. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. При этом возврат, равный 70-85%, — считается очень хорошим, 60-70% — более или менее приемлемым, ниже 60%, указывает на возможность нерепрезентативности данных.
Однако, учитывая его существенно меньшую стоимость (в 10-20 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью), этот способ опроса вполне оправдан.
Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа. В случае такого искажения выводы о популяци и в целом делать, по меньшей мере, рискованно.
|
|
Соблюдение некоторых дополнительных требований может повысить возврат разосланных анкет.
Главные факторы, влияющие на повышение возврата, следующие:
- анкета небольшая, состоит преимущественно из закрытых вопросов и поэтому ее легко заполнить;
- респондентов до опроса предупреждают о том, что к ним придет анкета и им будут благодарны за помощь; такое уведомление повышает возврат заполненных анкет на 10—15% (уведомление по телефону еще более эффективно);
- при отсутствии ответа происходит дополнительное напоминание, повторное отправление анкеты; подобное напоминание (через 2—3 недели) повышает возврат на 18%, а вторичное напоминание - на 26%;
- «вознаграждение», в качестве которого могут использоваться сувениры, позволит повысить возврат на 9%.