Лечение неврозов 1 страница

Подход Адлера к лечению неврозов логически вытекает из его клинической концепции природы неврозов. Если невротические симптомы являются продуктом ошибочного стиля жизни пациента и недостаточно развитого социального интереса, то целью терапии будет коррекция этих ошибок, а также развитие социального интереса. Короче говоря, цели терапии по Адлеру троякие: 1) выявление ошибочных суждений о себе и других, 2) устранение ложных целей и 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личностный потенциал.

Вместе с тем, Адлер напоминал, что эти терапевтические цели лучше всего достигается через понимание пациента, повышение его уровня понимания себя и укрепление его социального интереса.

Понимание пациента. Согласно Адлеру, если терапевт намерен помочь пациенту достичь более глубокого понимания себя, он должен прежде всего достичь обходимого для дальнейшей работы понимания фиктивных целей пациента и его стиля жизни. Например, к чему стремится Гвен? Каковы ее эгоцентрические фиктивные цели, и как все это соотносится с ее переживаниями в настоящее время? По Адлеру, лучшее понимание пациента достигается при обсуждении с ним таких тем, как воспоминания раннего детства, порядковая позиция в семье, заболевания, перенесенные в детстве, содержание сновидений, а также экзогенный фактор, спровоцировавший начало невроза. Анализируя детские воспоминания, Адлер мог бы попросить Гвен вспомнить о самом раннем детстве. Затем он сравнил бы эти воспоминания со сходными по значению, уже известными от Гвен, относящимися к недавним жизненным событиям. Это дало бы ему возможность найти общие темы или цели, которые направляют ее поведение (зачастую неосознанно). Предположим, Гвен вспомнила такой эпизод из своего раннего детства:

Однажды мама подарила мне на день рождения головоломку. Весь вечер, как ни старалась, я не могла ее собрать, даже после того как некоторые из моих гостей при мне ее складывали. Когда мама вышла из комнаты, кто-то из детей начал смеяться надо мной, потому что я такая глупая. Когда мама возвратилась, она объяснила мне головоломку. Она всегда так делала, она ведь учитель математики.

Эти воспоминания, независимо от того, насколько они точны, можно считать ценным ключом к разгадке особенности стиля жизни Гвен и связанных с ним целей собственного превосходства.

Пытаясь понять личность пациента, Адлер [А(11ег, 1956] использовал и такие средства анализа, как эмпатия, интуиция и предположения. Он полагал, что с помощью эмпатии (способность ставить себя на место пациента) можно достигать необходимого уровня интуитивного понимания ошибочного плана жизни пациента. Если картина все-таки не прояснялась, Адлер прибегал к предположениям, выдвигал гипотезы о причинах поведения пациента, которые можно по ходу анализа уточнять и сопоставлять с последующим наблюдаемым поведением. Большое значение он придавал и экспрессии пациента, его выразительному поведению (например, язык тела, выражение лица, походка, поза, жесты) и симптомам. Так же, как и Фрейд, Адлер обращал внимание на каждую грань поведения пациента, и мало что оставалось незамеченным.

Применение вышеперечисленных методов может привести к пониманию ошибочного стиля жизни Гвен. Скажем, может оказаться так, что она стремится к Фиктивной цели полного интеллектуального превосходства над другими в какой-области (например, в математике). Она будет на символическом уровне решать

новые и новые головоломки, и никто никогда не посмеет снова над ней посмеяться! Она даже сможет отплатить матери той же монетой, превзойдя ее в математике. <Ошибочный> стиль жизни, как у Гвен, на бессознательном уровне довольно легко компонуется вокруг подобных фиктивных целей.

Углубление самопонимания пациента. Для того, чтобы лечение продвигалось Успешно, недостаточно одного лишь понимания терапевтом ошибочного плана жизни пациента. Последний должен прийти к определенному уровню понимания и принятия того, что он осознал. Иначе говоря, пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невротических симптомов. Так, Гвен необходимо осознать свою фиктивную цель интеллектуального превосходства и тот невротический стиль жизни, который выработался у нее на основе этой цели; также она должна осознать, что цена всему этому - саморазрушение. В конце концов, она должна понять, что психическое здоровье требует настроя на сотрудничество с другими и готовности содействовать развитию общества.

Адлер отчетливо понимал, как следует подводить пациента к лучшему пониманию себя: <Я обнаружил, что единственно верный путь - прослеживать невротическую линию поведения пациента во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и одновременно ненавязчиво учить пациента делать то же самое>. Последователи Адлера, не торопя и не задевая пациентов, последовательно подводили их к тому этапу терапии, когда они сами хотели выслушать и понять, в чем состоит ошибочность стиля их жизни. Как заметил выдающийся терапевт адлеровской школы Рудольф Дрейкурс, такт и избегание догматических утверждений являются в этом процессе решающими. Поэтому, пытаясь найти объяснение тому или иному явлению, терапевт должен употреблять выражения, подобные следующим: <Могу я сказать, что..?> или <Могло быть так, что..?> К тому же терапевт должен давать пациенту четкие объяснения. Тогда <пациент быстро осознает и понимает смысл своих собственных переживаний>. Можно предположить, что, однажды раскрыв для себя свои ошибочные цели эго-центрического превосходства и достигнув ясного понимания того, что болезненные симптомы являются следствием невротического стиля жизни, Гвен переориентируется на более социально-конструктивный стиль жизни. Ей нужно будет последовательно преобразовывать свое восприятие и понимание происходящего, начать по-другому взаимодействовать с окружающими (например, воспринимать других иначе, чем с оценкой их интеллектуального недоразвития), отбросить свое высокомерие и отчужденность в межличностных отношениях. Надо отметить, что Адлер постоянно подчеркивал: в процессе терапии не терапевт, а прежде всего пациент несет ответственность за успешный результат терапии.

Усиление социального интереса. Развитие социального интереса Адлер рассматривал как главную цель терапии: <Все мои усилия направлены на повышение социального интереса пациента. Я знаю, что истинная причина этого заболевания заключается в низкой способности к согласованному взаимодействию с другими, и я хочу, чтобы пациент понял это. Как только он начнет общаться и сотрудничать с другими на равной основе, он излечен>. Из этой цитаты видно, что адлеровская терапия представляет собой упражнения в сотрудничестве. Задача терапевта здесь заключается в том, чтобы обучить пациента такому межличностному контакту с окружающими, который способствует перенесению пробудившихся социальных чувств пациента на других людей. Этого терапевты добиваются, поощряя проявления социального сотрудничества у пациента, а также добиваясь ослабления его чувства превосходства при одновременном росте социального интереса. Осуществляя терапевтическую задачу - развивать у пациента социальное чувство - терапевт адлеровской школы как бы с запозданием берет на себя материнскую роль. По мере повышения уровня социального интереса в ходе лечения эгоистические цели пациента заменяются полезными жизненным целями. Он становится увереннее и смелее, начинает жить без проявлений психологической защиты невротических симптомов, служащих оправданием ошибочного стиля жизни.

Усиление социального интереса представляет собой род переориентации и перевоспитания пациента, то есть тех процессов, реализацию которых ученики Адлера рассматривали как наиболее важный этап в терапии. Того, что Гвен просто осознает свой невротических стиль жизни, явно недостаточно - он должна предпринять усилия для его изменения. Она должна прийти к пониманию того, что в ее план жизни больше не входит достижение безоговорочности интеллектуального превосходства над другими. Она должна принять свое место в обществе, увидеть и выбрать для себя социально полезные цели, а также научиться неуклонно достигать этих целей. И тогда на смену <ошибочному> придет 6олее здоровый стиль жизни, и исчезнут невротические симптомы.

Теперь обратимся к другому последователю Фрейда. Здесь перед нами приме того, как освобождение от влияния ортодоксальной психодинамической теорк привело к поразительно отличному подходу к личности. Мы продолжим наше о(суждение результатов пересмотра психоанализа концепцией Карла Густава Юнг. которого многие считают одним из самых выдающихся мыслителей XX века.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у гру: пы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые 1 этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебег чиков из лагеря Фрейда.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемь влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Ю] утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавле ные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личн сти, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы ин рапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь ист рии эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубок) корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечест) стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом - отношение к се суальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактов; либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как ди(Фузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными пут ми - как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимаш нга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях - биолог ческих или духовных - по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой <приложение к половым железам>.

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Карл Густав Юнг (Саг! Оикау.1ип§) родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но прекрасно учился. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями [.1ип§, 1961]. Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; была у него и фантазия о том, что в нем сосуществуют два разных человека.

Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. В этом же году он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина <шизофрения>. Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Фрейда [.Тип§, 1906/1960]. После знакомства с <Толкованием сновидений> Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным личным и профессиональным отношениям. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем. Юнг был принят как <старший сын> с присвоением титула <наследника и кронпринца>. Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию [А1ехапс1ег, 1982]. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались.

На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что он отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству [Зегп, 1976]. Только к концу первой мировой войны он смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Юнг приписывал все свои поздние работы и творческую активность влиянию этого периода мучительной интроспекции бездн свое-т Лап"_с1'г__пт Ттп 'а'/\тт'агет 'Тп'Тпл/тгтияттътсТ _Тп_П'Г7ТНI'ГЯ пЯМЫТТТ.Пе-Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Карл Густав Юнг (1875-1961).

это история самореализац

ния> начинается с утверждения: <Моя жизнь - бессознательного> [.Тип§, 1961, р. 3].

Трагический эпизод в жизни Юнга связан с обвинениями его в симпатиях нацистам. Юнг со всей страстью отвергал эти нападки и был в конце конц реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь он посвятил путешествиям по все миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии да ему возможность расширить свое понимание природы человека. Аналитическ психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странг а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня. Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ

В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс ело ных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, аст} логия, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллек-ального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Ю1 является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна л понимания. Понимая эти сложности, мы, тем не менее, надеемся, что крать знакомство со взглядами Юнга послужит вам отправной точкой для дальнейш< чтения его трудов.

Структура личности

нг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состс из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознателы о и коллективного бессознательного ичп§, 1931/1969].

200 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент ркусЬе, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта иип§, 1921/1973]. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным [.1ип§, 1936/1969]. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, <в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума> [СатрЬеН, 1971]. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, <первичных моделей>)' [.Тип§, 1968]. Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприя-' Архетип (греч. арЕтиноу от <арт)> - <начало> и <титсо> - <образ>) со<Ьии (филон Алексанлпийский и лп.) пппойпаз. илея. (Поим. поЯ.)

в позднеантичной фило-Карл Густав Юнг: аналитическая таблица 4-2. теория личности _ 2 Примеры архетипов, описанных Юнгом теория Определ Символы Определ Символы

Бессознательная женская сторона Анима Женщина, Дева Мари

Мона Лиза Женщин Персона Бессоз Социаль Мужчина, Иисус Христо Дон Жуан Маска

ственных ожиданий и обучения в раннем возрасте Тень Бесс Сатана, Гитлер, Xуссей

настойчиво утверждает в сознании Самость Воплоще Мандала

центр личности Мудрец Бог Персон Кон Пророк Солнечное око

рованной на внешний мир

тия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождени здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и повел чески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с ро, телями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, гер< мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определен; го типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуаш Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее акту а. ных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких ар типических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимое Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражайте сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, исполь емых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что С1 волы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сх ство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Нап мер, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющих символическими воплощениями единства и целостности <Я>. Юнг считал, что нимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациен1

Некоторые наиболее важные архетипы

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неогранич ным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персо аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова <регкопа>, обозначающего <маска>) - наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с друп-202 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как ани-мус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, <феминизировались> в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои фемин-ные качества наряду с маску линными, а женщина должна проявлять свои маску-линные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость - наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивиду ации.

Основным символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство <Я>, символически выраженные в завершенности фигур вроде МЯН7ТЯЛЫ. МОЖНО ойняпужить В гнях. Аянтяяиях. милях, и прлигипзнпм и мигти-Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

ром опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содейству1 ремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация яей души - сложный процесс. Истинной уравновешенности личное дуктур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому м дрийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализует

пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, созна д и бессознательных. Поэтому достижение зрелого <Я> требует постоян "дойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные и1 основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интр сия иип§, 1921/1971]. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществ человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В равертной установке проявляется направленность интереса к внешнему ми другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро уст ливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него Д1 щей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мы чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, ск. удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно В в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не сущес1 Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вс гательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспо тельной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения опреде и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интр сии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных орг ций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении лю миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологии функции. Четыре основные функции, выделенные им ипй, 1921/1971], мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поек' они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоп< ная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на; положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусируе1 внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности ] в категориях <плохой или хороший>, <приятный или неприятный>, <побужу чему-то или вызывает скуку>. По Юнгу, когда мышление выступает в роли Щей (Ьунтсттии лнчнгн-гь ппирнтигювяня на постооение рациональных сужд

204 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

цель которых - определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно <схватывают>, регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется сублими-нальным и неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, интегрированная, или <индивидуи-рованная> личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд [Но§ап, 1976]. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним, В данном случае Юнг, вероятно, в качестве прототипа имел в виду себя [Но§ап, 1976].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: