Лечение неврозов 2 страница

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности _ 205

С позиции теории Юнга, самореализация посредством непрекращающейся творческой деятельности способствует большей продолжительности жизни. (0ау]с1 Огоячтап РЬо1о КетсагсЬегч)

С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как -<обретение самости>-, являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация <Я>, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализаци-ей. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству лтпей.

206 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

Заключительные комментарии

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов [Огу, 1981; §еуеп5, 1983]. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его особая роль как предшественника гуманистического направления в персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост популярности аналитической психологии и согласие со многими ее положениями [МаЦооп 1981]. Теологи, философы, историки и представители многих других дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей работе.

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько четко, чтобы можно было оценить их валид-ность. Также надо принять во внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей [НШтап, 1979]. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов [.Тип§, 1909/1973], Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории, касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В этих исследованиях широко используется опросник самооценки <Индикатор типа Майерс-Бриггс> [Муега, МсСачНеу, 1985], предназначенный для измерения индивидуальных различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у представителей разных типов личности [Сапп, ОошДеп, 1986; Саг15оп, 1980; Р1ш§ е<; а1., 1981]. Однако значение полученных результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в области теории личности не ослабевало.

РЕЗЮМЕ

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два представителя раннего психоаналитического движения, принципиально разошлись с Фрейдом по ключевым вопросам и

ТТйпеСМптпРЛПТ РГП ТРППит Н спнрПТИРНИП ПЯНЬТУ наттпапттоггмсту-ТЛиттоттлпт-част

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 2С

дхология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и щ дного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результа здимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, де придает значение интеграции противоположных психических сил для по; держания психического здоровья.

Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой был дзание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его си< темы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческа жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая самоопределяющаяся сущность, а также социальная принадлежность индивидуум.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной непо ноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, он в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек выра6атыва(свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижени фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Согла' но Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее устано; ках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: р. бота, дружба и любовь. Опираясь на оценку степени выраженности социально1 интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер разл) чал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляв щий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индив) дуума; определенное влияние на его формирование оказывает также порядков; позиция в семье. Адлер различал четыре порядковые позиции: первенец, еди: ственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последни конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, являет(социальный интерес - внутренняя тенденция человека к участию в создан? идеального общества. С точки зрения Адлера, степень выраженности социально; интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживается Адлер, этот учены отнюдь не будучи <неофрейдистом>, как он сам считал, может быть гораздо лу ше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологическ(психологии. Его индивидуальная психология отражает:

_ сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменност субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

_ умеренную приверженность положению рациональности;

_ промежуточную позицию по положению конституционализм-инвайро ментализм.

В то время как теоретические положения Адлера общепризнанно имеют вые кую практическую ценность, эмпирическая их проверка явно недостаточна. Пр чина трудностей эмпирической валидизации конструктов индивидуальной псих логии заключается в том, что они слишком глобальны, а вся теоретическая систе) недостаточно полно систематизирована. Тем не менее, в этой главе мы помести. обзор эмпирических исследований по вопросу порядковой позиции ребенка в с мье. Результаты показывают, что первенцы находятся впереди в интеллектуал ных достижениях, а последние дети в семье чаще встречаются среди страдающ)

208 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

алкоголизмом. В этой главе обсуждались также психометрические свойства и со-гласуемость с другими методиками таких опросников самооценки, как <Шкала социального интереса> и <Индекс социального интереса> - двух тестов, используемых для проверки адлеровской концепции социального интереса.

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. Его представления о природе, причинах и выходе из невроза описаны в этой главе на примере молодой женщины, испытывающей проблемы в процессе адаптации к студенческой жизни в колледже. В адлеров-ском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Другим замечательным примером пересмотра психодинамической теории Фрейда является аналитическая психология Юнга. Главное расхождение между обоими учеными касается природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предраспола-гающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, шимус и самость. Символом архетипа самости является мандала.

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных устано-!ок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образует связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факто-)ы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес:осредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функ-(ии: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются национальными функциями, ощущение и интуиция - иррациональными. Резуль-атом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологиче-ких функций являются восемь различных типов личности (например, экстра-ертный мыслительный тип).

Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в!аправлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования азличных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении сей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он ис-ользовал термин <индивидуация>. Процесс индивидуации позволяет самости гать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь са-ореализации. По мнению Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего ровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на нтеллектуальную общественность. Однако большинство основных концепций "чга не подвергались эмпирической проверке. Неболыппр нгг-гтргтпяяимо г пппт-Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 209

данием опросника <Индикатор типа Майерс-Бриггс> было посвящено валидиза-предсказания Юнга относительно связей между психологическими типами, содержанием воспоминаний и сновидений. Конечно, для того, чтобы влияние теории кдга в психологии не ослабевало, нужно провести гораздо больше исследований.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1 Сравните основные исходные положения Адлера и Фрейда в отношении природы человека. Можете ли вы, основываясь на результатах сравнения, объяснить, почему авторы этой книги не считают Адлера истинным неофрейдистом? Согласны ли вы с их мнением?

2. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые, возможно, восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?

3. Каково ваше мнение об адлеровской концепции стремления к превосходству? Как вы в своей жизни стремитесь к этому? Можете ли вы сказать, чем отличаются ваши собственные цели и направленность от таковых у ваших друзей?

4. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес является показателем психического здоровья? Если да, то почему? Если нет, то почему?

5. Теперь, когда вы изучили теорию Адлера, обратитесь к своей порядковой позиции в семье. Можете ли вы сказать, как эта позиция (первенец, второй ребенок, самый младший ребенок в семье или единственный ребенок) повлияла на ваше личностное развитие?

6. Опишите подход Адлера к объяснению невротического стиля жизни. В чем отличны позиции Адлера и Фрейда относительно лечения пациентов, страдающих неврозами? Есть ли различия в целях терапии у Адлера и Фрейда?

7. В чем различие между личным и коллективным бессознательным в теории Юнга? Разделяете ли вы позицию Юнга в отношении существования коллективного бессознательного?

8. Опишите концепцию архетипов Юнга. Какой архетип Юнг связывал с достижением самореализации в зрелости?

9. Каковы четыре психологических функции души, постулированные Юнгом? Какая функция доминирует в вашей сознательной жизни? Какая функция лучше всего характеризует человека, который вам наиболее эмоционально близок?

'0. Сравните и противопоставьте позиции Адлера и Юнга по каждой из следующих тем: определяющая цель жизни, причины психопатологических проявлений и природа человеческой мотивации.

ГЛОССАРИЙ

Аналитическая психология (Апа11<:уса1 р8усЬо1о§у). Теория личности Юнга, в которой придается большое значение противоборствующим силам внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуации. лнима (Атта). Феминные качества мужчины; архетип в теории Юнга. Лнимус (Аттик). Маскулинные качества женщины; архетип в теории Юнга. Архетип (АгсЬеуре). Универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном; предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (примеры:

210 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

/

Гиперкомпенсация (ОуегсотрепваНоп). Форма компенсации, с помощью которой достиг ется нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенс-ция ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывают на наличие комплекса превосходства). Душа (РяусЬе). Термин в теории Юнга, обозначающий структуру личности (включая эго,

личное бессознательное и коллективное бессознательное).

Индивидуальная психология (1п(Ну1(1иа1 р8усЬо1о§у). Теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки и стремятся к достижению жизненных целей. Индивидуация (1п(Ну1<1иаиоп). Термин, использованный Юнгом для обозначения процессов интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

Интроверсия (1п<:гоуег81оп). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Коллективное бессознательное (СоНесНуе 111100118010118). Самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков.

Компенсация (СотрепяаЫоп). Попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков.

Комплекс неполноценности (1пГепоп<:у сотр1ех). Глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.

Комплекс превосходства (8ирегюп<:у сотр1ех). В теории Адлера - тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.

Личное бессознательное (Рег8опа1 ипсопзсюия). Элемент структуры личности в теории Юнга. Личное бессознательное состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании. Мандала (Мап<1а1а). Символическое выражение целостности <Я>, самости в теории Юнга;

также имеет название <магические круги>.

Неполноценность органа (Огап тепопЬу). Врожденная слабость или недостаточность органа (например, дефект зрения), являющаяся причиной появления чувства неполноценности у индивидуума. Согласно Адлеру, неполноценность органа часто приводит индивидуума к значительным победам в жизни.

Персона (Рег8опа). Архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; <публичное лицо> человека, которое видят окружающие. Порядок рождения (ВпЬ ог<1ег). Порядковая позиция индивидуума в семье (например,

первый ребенок), играющая важную роль в формировании его стиля жизни. Психологические функции (Р8усЬо1о81са1 ипсНоп8). Четыре функции, входящие в структуру личности, которые использовал Юнг для объяснения различий во взаимодействии людей с миром. Мышление и чувство объединены как рациональные функции, поскольку они позволяют формировать суждения о жизненном опыте. Ощущение и интуиция объединены как иррациональные функции, так как осуществляют пассивное <схватывание> жизненного опыта.

Самость (8е1Г). Архетип в теории Юнга, который становится центром структуры личности, когда все противоборствующие силы внутри личности интегрируются в процессе индиви-Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 211

цциальный интерес (8ос1а1 1п<:еге8). Чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими, скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является полезным психологическим критерием психического здоровья.

Стиль жизни (8<:у1е о? НГе). Уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

Стремление к превосходству (8<Т1У1П Гог 8ирегюп<:у). Стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека. Тень (8Ьа(1оду). Архетип в теории Юнга, представляющий собой подавленную темную, животную сторону личности человека.

Творческое <Я> (СгеаИуе 8010. Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.

Фикционный финализм (Потопа) йпа118т). Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой.

Чувство неполноценности (1п?епоп<:у ГееНпа). Ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.

Эго (Е§о). Термин, используемый Юнгом для обозначения всего, что мы осознаем. Экстраверсия (Ех<тауег81оп). Базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связей человека с внешним миром. Экстраверсия характеризуется вовле-ченностью и интересом к миру людей и вещей - внешнему, по отношению к <Я>.

БИБЛИОГРАФИЯ

А<Нет А. (1917а). ТЬе пеигойс 00115111411011. еV Уог1с Мойа1. М1ет А. (1917Ь). §1ис1у оГ ог§ап тГепогНу апс1 115 р5усЫса1 сотреп5а11оп: А соп1г1Ьи1юп 1о с11п1са1 тес11с1пе. 5. Е. еIIГе, Тгапз. еу УогЬ: Хегуоиэ апс1 Меп1а1 Оеаве РиЫ1са11оп. (0г1§1па1 тэгЬ риЫ15Ьес11907.)

АМет А. (1927а). ТЬе ргасМсе апс1 1Ьеогу оГ тс11у1с1иа1 р5усЬо1о§у. еV УогЬ: НагсоиП, Вгасе. АсПег А. (1927Ь). ипс1ег51апс11п§ Ьитап па1иге. СагДеп СЯу, МУ: Сагс1еп СНу РиЬНэЬш. АЛегА. (1929). ТЬе 5с1епсе о? Ну1п§. еV УоА: СгеепЬег§. АЛегА. (1930). ТЬе раИет оГ Н?е. еV УогЬ: Но11, КшеЬаП аш1 \Ут5Юп. АМет А. (1931). ЛУЬа1 1Яе 5ЬоиЫ теап 1о уои. ВоаЮп: ЫШе, Вгоп. АМеу А. (1939). §ос1а1 1п1егез1: А сЬа11еп§е 1о тап1ип(1. Ме\у УогЬ: Ри1пат. АЛегА. (1944). РЬу81са1 тап1?е81а11оп5 оГрзусЫс с1151игЬапсе5. 1пс11ук1иа1 Р5усЬо1о§у ВиИеИп,

4,3-8. АМет А. (1956). ТЬе тс11у1(1иа1 р5усЬо1о§у о? А\{тей АсПег: А 5у51ета11с рге5еп1а11оп о{ 5е1ес-110115?гот Ы5 луп11п§5. Н. Ь. & К. К. Ап5ЬасЬег (Е(.). е\V УогЬ: Ва<>1с ВооЬ. АМет А. (1964). 5ирепог11у апс1 5ос1а1 1п1еге51: А соНесНоп оС 1а1ег \уП11п§5. Н. Ь. &

К. К. АпаЬасЬег (?(15.). Еуап51оп, 1Ь: ойЬ\Vе5ет итуег5Яу Рге55.

Мехапйет 1.?.(1982). ТЬе РгеиДипе ге1а11оп5Ыр - ТЬе о1Ьег 51(10 о 0е(11ри5 ап(1 соип1ег-1гап5Гегепсе: 5оте 1тр11са11оп5 Гог р5усЬоапа1у11с 1Ьеогу ап(1 р5усЬо1Ьегару. Атег1сап Р5у-сЬо1о§151,37,1009-1018. АппЬасНег Н. Ь. (1971). А1й-ес1 Ас11ег ап(1 Ьитап1511с р5усЬо1о§у. оипа1 о(Нитап1511с Р5усЬо-1о8У, II, 23-63. АтюЬасНетН. Ь. (1977). 1п(Ну1аиа1 р5усЬо1о§у. 1п К.. Сог51п1 (Е(1.). Сиггеп1 рег5опа1Ну 1Ьео-ПРЯ пп Л-Я'? Т1_.аеча 1Т. Т>е__пЛ

212 _ Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления

/ Вапу Н. III, В1апе Н. Т. (1977). В1пЬ огег о{ а1соЬоНс5. ]оитпа\ оГ 1пс11у1иа1 Р5усЬо1о§у, 62, 62-7 Ве1топ1 Ь., МатИа Р. А. (1973). В1пЬ отАет, {атПу 5126, ап 1п1е111§епсе. 5с1епсе, 182, 1096-1101. В1'е1ап<1 Н. М. (1974). В{г1Ь огег, Гат11у сопй§ига11оп, апс) уегЬа1 асЬеуетеШ. СЬ11 0еуе1о{)-

тет, 45,1011-1019.

СатрЬеИ]. (1971). Него \у11Ь а СЬоизап {асе>. еV Уог: НагсоиП Вгасе}оуапоу1сЬ. Сапп О. К., Оопйеп О. С. (1986). п§1ап рег5опа1у Суро1о§у апс} 1Ье геса11 оГ еуегуау апй

агсЬе<,ура1 (1геат5. оипа1 оГ Рег5опа1Я:у ап(} §осш1 Р5усЬо1о§у, 50, 1021-1030. СаАзоп К. (1980). §111(1165 оип§1ап 1уро1о§у: II. Керге5еп1а1-юп5 о1Ье рег5опа1 \VОI(.оипIаI

о{ Рег5опа1Ну апй §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 38, 801-810. СтапйаИ]. Е. (1975). А вса1е о5ос1а1 1п1:еге51.игпа1 о? 1п(11у1(1иа1 Р5усЬо1о§у, 31, 187-195. СтпйаИ]. Е. (1980). Ай1ег'з сопсер): о5ос1а1 {ЩегезС: ТЬеогу, теавигетегИ, ап 1тр11са1:1оп5?ог

а(ии8<.теп<.. ита) о{ Рег5опа111у апд 5ос1а1 Р5усЬо1о§у, 39, 481-495. СтапйаИ]. Е. (1981). ТЬеогу ап теавигетеШ: о{ 5ос1а1 1п1еге5<:: Етр1г1са1 <:е5<:5 о{ ДНтес1 А(11ег'5

сопсер[. е\V УогЬ: Со1итЬ1а ип1уег5Ну Рге55. Стпйай]. Е. (1984). §ос1а1 1п1еге5<: а5 а то(1ега1ог оП1Ге 5,ге55.оипа1 о{ Рег5опа111:у апс1 8ос1а1

Р5усЬо1оёу, 47,164-174.

ОгеНгип К. (1950). Рипс1атеп1.а15 оГ АсИепап р5усЬо1о@у. еVV Уог1<: СгеепЬег§. ОгеЛип К. (1973). Р5усЬос1упат1с5, р5усЬо1Ьегару, апс1 соип5е11п@. СЬ1са@о: АНгес} Ас11ег 1п5(:1<:и1е. Огу А. М. (1981). ТЬе рвусЬо1о§у оип§. Ме\у УогЬ: Пеу. ЕИепЬеег Н. (1970). АНте АсПег апЯ 1п(11у1(1иа1 р5усЬо1о@у. 1п ТЬе с115соуегу о СЬе ипсоп-5с1ои5: ТЬе Ь15(:огу апс1 еуо1и1:1оп о{ с1упат1с р5усЫа1гу. еV УогЬ: Ва51с ВООБ. Ета С., Апё51. (1983), ВШЬ огЯег: 115 {пЯиепсе оп рег5опа111у. Вег11п: 8рпп§ег-Уег1а§. Ра1Ъо Т. (1978). 0п1у сЫ1с1геп апс1 1п1егрег5опа1 ЬеЬау1ог: Ап ехрег1теп1а1 апс1 вигуеу 51ис1у.

оипа1 о1 АррИес} §ос1а1 Р5усЬо1о§у, 8, 244-253. Ра1Ьо Т. А., Ро1и О. Р. (1986). (иаШНаИуе геу1е\у о{ 1-Ье оп1у сЫ1с1 111ега1иге: Ке5еагсЬ еу1<1епсе

апс1 <.Ьеогу (1еуе1ортеп1. Р5усЬо1о§1са1 Ви11е1т, 100, 176-189. РИп 5., ТНотпаз Н., СаИаНег М. (1981). Раг11с1рап1 сЬагас1.еп511с5 ап(3 1Ье ейес15 о{ 1\уо 1уре5 о?

теНаНоп У5. яи1е1 5Я:С1п§. оигпа1 о{ С11п1са1 Р5усЬо1о§у, 37, 784-790. Сау Р. (1989). ТЬе Ргеис) геас1ег. Ме\у УогЬ: о1оп. Стееует К., Теп М., Рпе(Наш1 В. (1973). 0еуе1ортеп1 оГ 1Ье 5ос1а1 1п1еге81: 1п(1ех. ита1 о{

Соп5и1(:1п§ ап<3 С11п1са1 Р5усЬо1о§у, 41, 454-458. Н11тап. (1979). ТЬе (Згеат ап 1Ье ип(1епуог1(1. Келу УогЬ: Нагрег ап(1 КО\У. Ноап К. (1976). Рег5опа1Ну 1Ьеогу: ТЬе рег5опо1о§1са1 1га(1111оп. Еп§1еоо(1 С11Й5, М}: РгепИсе-На11.

]опе& Е. (1957). ТЬе 11Ге ап(1 \уог1{ оГ 51§типс1 Ргеи(1. Мелу Уог1{: Ва51с Воо1с5. ]ипё С. С. (1906/160). ТЬе р5усЬо1обу о(етепИа ргаесох. 1п ТЬе со11ес1ес1 ЛУОГ о{ С. С. ипб

(Уо1. 3). Рппсе1оп,: Рппсе1оп ип1уег511у Рге53. ]ищ С. С. (1909/1973). ТЬе р5усЬо1о§1са1 (11а§по515 оеу1(1епсе. 1п ТЬе со11есСе(1 огЬк о1

С. С. п@ (Уо1. 2). Рппсе1оп, К: Рппсе1оп ип1уег51{у Рге55. ]ищ С. С. (1913/1973). Оп 1Ье ВосШпе о{ сотр1ехе5. 1п ТЬе со11ес{ес1 05 о{ С. С..1ип§ (Уо1. 2).

Рппсе1оп,: Рппсе1оп ип1уег5Н:у Рге55. ]ищ С. С. (1921/1971). Р5усЬо1о§1са1 1уре5. 1п ТЬе соНессей огЬ о{ С. С..1ип@ (Уо1. 6).

Рппсе(:оп, 11: Рппсе1оп ип1уег511у Рге55. ]ищ С. С. (1931/1969). ТЬе 51гис1иге о{ 1Ье ркусЬе. 1п ТЬе со11ес1ес1 \уог15 о{ С. С..1ип§ (Уо1. 8).

Рг1псе(:оп,: Рппсе1оп ип1уег5Ну Рге55. ]ип С. С. (1936/1969). ТЬе агсЬе1уре5 апс1 1Ье соНесНуе ипсоп5с1ои5. 1п ТЬе со11ес1ес1 \уог1с5 о{

С. С. п (Уо1. 9). Рг1псе1оп,: Рппсе1оп ип1уег51<:у Рге55. ]и.п С. С. (1961), Метопез, с1геат5 ап(1 гейесНопз. Ке\у УогЬ: Капс1от Ноизе. ]ищ С. С. (1968). Апа1у11са1 р5усЬо1о§у: 118 1Ьеогу апс1 ргасИсе (ТЬе Тау1з1осЬ Ьес1иге8). Ке

УогЬ: Рап1Ьеоп. ЬеаЬ О. К., Мй1ат(1 Р..]., Репу Л }У., тШатз В. Е. (1985). Ап 1пуе511§а11оп о{ 1Ье пото1об1са1

пе1\уогЬ о1 5ос1а1 1п1еге51. оипа1 о{ КекеагсЬ 1п Рег5опа111у, 19, 197-207. *апа51етС. /.. Сопат К 1 ПОЮ) Тпучя] пчугЬп1пау т<. тт. п>>.

Альфред Адлер и Карл Густав Юнг _ 213

[а(1ооп М. А. (1981)ип§1ап р5усЬо1о§у 1п рег5рес[1уе. е\V УогЬ: Ргее Рге55. мдЦПо О. (1983). В1г1Ь огйег, регсе1уе(1 ЫпЬ огс1ег, апД Гат11у р05Н1оп о{ асас1ет1с отеп.

1пс11у1с1иа1 Р5усЬо1о@у, 39,57-62. цюп С.]., СгеепЫаИ К. Е., МитгрНу Т.]. (1986). §ос1а1 1п1еге51: ТЬе уа11(1Ну оГ1ууо 5са1е5.

1п(11У1(1иа1 Р5усЬо1о§у, 42,35-43. еп М. В., МсСаиИеу М. Н. (1985). Мапиа1: А §и1?1е 1о 1Ье с1еуе1ортеп1 апс1 и5е о{ 1Ье Муег5-

Вг1б@5 Туре 1псНсаСог. Ра1о А11о, СА: Соп5и111п§ Р5усЬо1о@1515 Рге55. 0тя,1ег Н. (1972). АНтес1 Ас11ег: ТЬе тап ап(1 Ь15 \уогЬ. Меуу УогЬ: еV Атепсап ЫЬгагу. Лаипег]. (1983). М{те<1 АсПег. еVV УогЬ: ип§аг.

р (1976). С. С. ип§: ТЬе Ьаип1е(1 ргорЬе1. Ме УогЬ: 0е11. <)1еуеп8 А. (1983). АгсЬе1уре5. Ке\у Уог1<: (иШ. уаМпёег Н. (1911). ТЬе рЬ!1о50рЬу оГ <а5 }С.> Мелу УогЬ: Нагсоип, Вгасе. \Уаёпег М. Е., ЗсНиЬеН Н..]. (1977). 51Ь5Ь{р уаг1аЫе5 ап(1 ипНе(1 §1а1е5 рге51(1еШ5. оигпа1 о{

1п(11у1с1иа1 Р5усЬо1о§у, 62,78-85. 7.а5Ь}__, ВиЬепгег П. Ь., \VеЯ. О. (1986). 5ос1а1 1п1еге51, 51ге55, ап 1Ье ргесИсНоп о{ ЬеаКЬ

51а1и5. оипа1 оГ Соип5е1т@ ап(3 0еуе1ортеп1, 64, 386-389. 2.а]опс К. В. (1986). М1п1п§ пелу §о1с1 Ггот о1с1 гевеагсЬ. Р5усЬо1о@у Тос1ау, РеЬтагу, 46-51. 7.а]тс К. В., МаЛш С. В. (1975). В1г1Ь огс1ег ап 1п1е1]ес1иа1 (1еуе1ортеп1. Р5усЬо1о§1са1 Ке-у1е\\, 82,74-88.

йреепНа К. Ь. (1975). В1г1Ь ог(1ег, арргоуа1 5ее1п@, ап(1 тетЬег5Ь1р 1п Соп§ге55. оигпа1 о{ Ы1\'1(1иа1 Р5усЬо1о@у, 31,205-210.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: