double arrow

Лечение неврозов 3 страница

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

АтЬасНег Н. Ь. (1984). А16-ес1 А(11ег геу15Не(1. Мелу УогЬ: Ргаеег. Втте V. (1978). ип@: Мап апс1 ту1Ь. Мелу УогЬ: А1Ьепеит. НаппаН В. (1976). ип§: Н1з 11е апс1 луогЬ. Мелу УогЬ: Ри1пат. МсСшге "М. (Ее}.) (1974). ТЬе Ргеис1ип§ 1е11ег5. РппсеЮп, М}: Рппсе1оп ишуегеЯу Рге55. МопаЬ Н. (Е(1.) (1973). А1?ге(1 А(11ег: №5 тЯиепсе оп р5усЬо1о@у ЮДау. РагЬ К1(1§е, МН: Моуез. ЛерапЛу Р. Е. (1983). 1п Егеис1'5 5Ьас1олу: Ас11ег 1п соп1ех1. Н1Н5с1а1е, М}: Апа1у11с Рге55.

Глава 5

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ НАПРАВЛЕНИЯ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: ЭРИК ЭРИКСОН, ЭРИХ ФРОММ И КАРЕН ХОРНИ

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 215

изучении главных психологических проблем, с которыми сталкивается сегодня довечество. Мы рассмотрим в этой главе основные идеи Эриксона,

Появлению эго-психологии предшествовал ряд родственных теорий, посвя-рдных, главным образом, влиянию различных аспектов социального и культур-д окружения на развитие личности. Подобно направлениям, представленным лддером и Эриксоном, в этих теориях была осуществлена попытка поиска новых путей анализа взаимоотношений между родителями и ребенком, изучения процессов мотивации и личности в целом. Создатели этих теорий отказались от декла-оированного Фрейдом признания решающего значения инстинктивных сексуальных мотивов в природе человека. Из этой группы ученых-ревизионистов мы выбрали представителей, наиболее энергично подвергавших сомнению и даже полностью отказавшихся от принципов классического психоанализа: это Эрих Фромм и Карен Хорни. Теоретические взгляды этих двух достойных внимания персонологов мы кратко обсудим в конце главы.

Многие исследователи после Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значение эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из так называемых эго-психологов был Эрик Эриксон. Как и для других постфрейдистов, для Эриксона наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Однако из этого не следует, что в своей теории он пренебрег биологическими или социальными факторами. По сути дела, Эриксон настаивал на том, что любой психологический феномен может быть понят в контексте согласованного взаимодействия биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов. К другим особенностям теоретической ориентации Эриксона относятся следующие: 1) акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; 2) упор на <нормальном>, или <здоровом>, а не на патологическом; 3) особое значение, придаваемое им достижению чувства идентичности; 4) попытки сочетать клинические наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности. Описанные Эриксоном <восемь возрастных периодов человека> представляют его наиболее оригинальный и важный вклад в теорию личности. Его попытка показать влияние культуры на развитие личности явилась стимулом для всех, кто изучает поведение человека, разрабатывать новые подходы

ЭРИК ЭРИКСОН: ЭГО - ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (ЕпЬ ЕгЯсзоп) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, упомянутых в этой книге, Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в <гуманистической гимназии> в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эрик-сон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году <мораторий> на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд Для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и <герр Эрик>, как его нежно "бывали, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, Удучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом

216 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

Эрик X. Эриксоп (1902-1994).

институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Польского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 года он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее оН был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 217

рдпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же <преступ-ц11ц>. Свою первую книгу <Детство и общество> он опубликовал в 1950 году (дда была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Ригге в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с пси-уцескими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге <Детство и общество>.

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием <Истина Ганди> (1969) получило Пулит-церовскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: <Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование> (1958), <Инсайт и ответственность> (1964а); <Идентичность: кризис юности> (1968а), а также второе издание <Юность: изменение и вызов> (1963Ь). Роберт Коулз, психиатр из Гар-варда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии <Эрик Эриксон: плоды трудов> [Со1е5, 1970]. Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: <В поисках общей почвы> (1973); <История жизни и исторический момент> (1975); <Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта> (1977); <Идентичность и жизненный цикл> (1979); <Зрелость> (1978); <Целостный жизненный цикл> (1982); <Жизненная вовлеченность в старости> (1986).

ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ: РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ ПСИХОАНАЛИЗА

Ртические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. _отя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон реши-_но отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-"ервых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что

Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, Ровным направлением оазвития которой является социальная адаптация;

218и Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина-мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и моральными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго - это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание, если отдадутся своим инстинктивным стремлениям, противостоит оптимистическое положение о том, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех Дпгтрр ппяттниу мптиияттипннму и гтичнпгтныу гтигттпчнгттмй я _як__ж_ ттпинимяет

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 21

фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). Однако, несмотр цд наличие сходных положений, многие персонологи считают, что теоретически посылки Эриксона отличаются от таковых в классическом психоанализе.

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является полож< ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальны для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируете в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон п(нимает следующее:

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к друге предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, ра(ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимоде] ствия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человеь принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой те) денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовател; ность развития [Еп1{8оп, 1963а, р. 270].

В книге <Детство и общество> (1963а) Эриксон разделил жизнь человека и восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на <восем возрастов человека>). Согласно его утверждению, эти стадии являются результ; том эпигенетически развертывающегося <плана личности>, который наследуете генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески <ети> означая <после>, а <уеуеот> - <рождение, происхождение>) базируется на представлени о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нс время (<критический период>), а также о том, что полноценно функционируй щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии поел> довательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциал) ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индив) дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровн психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индив; Дууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикл человека характеризуется специфичной именно для данной фазы (<фазо-ст пифической>) эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, к(торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находь свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловл1 ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач ил как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в те(РИИ Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отнопп нии связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то > ремя он отмечает, что кризис означает <не угрозу катастрофы, а поворотны ПУНКТ, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточно адаптации> (ЕпЬоп, 1968, р. 286].

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрени Пенки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфлиь

220 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям [ЕпЬзоп, 1964а]. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 5-1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства, приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенези-са, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постна-тального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень

Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона 1. Орально-сенсорная Рождение-1 год Базальное доверие - базальное не-Надежда

доверие 2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнение Сипа воли 3. Локомоторно-3-6 лет Инициативность - вина Цель

генитальная 4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность 5. Подростковая 12-19 лет Эго-идентичность - ролевое смеше-Верность

ние 6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь 7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - застой Забота 8. Поздняя зрелость 65 пет-смерть Эго-интеграция - отчаяние Мудрость Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 221

око варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более "_ Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует <решающая коорди-ия> между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет " ординации, называемой им <зубчатым колесом жизненных циклов> - зако-° согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще" во оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в том нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и воз-дости поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости ду поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосо-циального развития.

1. Младенчество: базальное доверие-базальное недоверие

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия', другие ученые называют ту же самую характеристику <уверенностью>. Младенец, имеющий базальное чувство <внутренней определенности>, воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама - тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова <доверие>, которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства <все хорошо>; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других [Епвоп, 1963а, р. 249].

Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживании. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу <отделения> от нее. Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кри-"ИСЯ ГП\Тп-ч.п тпттптт1ТIп\тг '>т>т/.<тг \и ТГТТТЭООТ ТТ иТиЛГ С ТЯГТЛОМ

222 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

материнского ухода за ребенком - причиной кризиса является ненадежность несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис <доверие - недоверие> (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпи-генетическим принципом, дилемма доверие-недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта <доверие-недоверие>, Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 22

дитут религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он станс я неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другш ддее значимые источники веры и уверенности в будущим (например, достижени ддуки, искусства и общественной жизни).

2. Раннее детство: автономия-стыд и сомнение

приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижени определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжае' ся в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, вза> модействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаружр вает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может пр(являться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свобод типа <пусть попробует> и, напротив, попустительство как деструктивную форм избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соо-ношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без пот ри самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободно выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря с. моконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям стыду [ЕпЬвоп, 1968Ь].

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная сист1 ма, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окруж' ние и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятс своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делг сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромнс желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отн(шению к родителям: <Я сам> и <Я -то, что я могу>.

С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциальнот кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепени предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действия ми. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четв ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуалы представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Автон< мия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она озн: чает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка Д1 лать выбор в пределах определенных <степеней свободы>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: