Лечение неврозов 5 страница

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 23

Продуктивность проявляется в заботе человека о благополучии следующих поколений. 0ое1 Со1'с1оп)

являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекр щается функционирование личности как деятельного члена общества - жизг превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностнь отношения. Это явление - <кризис старшего возраста> - общеизвестно, 0нв1 ражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. Согласно Эриксон главным психопатологическим проявлением в возрасте средней зрелости являете нерасположепность заботиться о других людях, делах или идеях. Все это име(самое прямое отношение к человеческим предрассудкам, разного рода разруш тельным явлениям, жестокости и <влияет не только на психосоциальное развил любого индивидуума, но и имеет отношение к таким отдаленным проблемам, к< выживание рода>' [Епоп, 1982, р. 70].

8- Поздняя зрелость: эго-интеграция-отчаяние

Последняя пспхосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь чел - Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизне Ь1е решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Практически во вс(Утурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают мн "Численные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физпч я сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромно

234 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста [ЕгМоп е а1., 1986). В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.

Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция [ЕпЬэоп, 1963а, р. 268].

Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: <Я доволен>. Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство <мудрости прожитых лет>. Но в то же время он отмечает: <Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти> [Епэоп, 1982, р. 61].

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего <Я>. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что <может случиться>. Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. Иногда Эриксон очень поэтично описывает отчаяние у пожилых: <Судьба не принимается как остов жизни, а смерть - как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания> [Епоп, 1968Ь, р. 291]. Касаясь случаев тяжелой психопатологии, Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут в конце концов привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности и пара-нойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме для престарелых.

В книге <Жизненная вовлеченность в старости> (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Короче говоря, Эриксон настаивает на

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 2;

ом. что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении целостности своег <Я> должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом.

Теперь, когда мы рассмотрели эпигенетическую теорию развития Эриксон: коснемся вопроса о том, какие перспективы она открывает. Во-первых, Эриксо формулировал теорию, в которой обществу и самим людям придается равно доение в формировании личности на протяжении жизни. Это положение орие1 тиоует людей, работающих в сфере социальной помощи, расценивать проблем зрелого возраста скорее как неспособность найти выход из основного кризис этого периода, чем усматривать в них только лишь остаточное влияние конфли] тов и фрустраций раннего детства. Во-вторых, Эриксон уделил очень больше внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формиров; нии психологического и социального благополучия индивидуума. Наконец, Эри] сон внушает определенный оптимизм, показывая, что каждая стадия психосоц] ального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на однс стадии развития не обязательно обрекают индивидуума на поражение в следу> щем периоде жизни. Рассмотрим теперь позицию Эриксона по девяти основны положениям о природе человека.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭРИКСОНА ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Роберт Коулз в биографической работе об Эриксоне написал: <Когда один челов(надстраивает теоретическую конструкцию, возведенную другим человеком, он 1 всегда следует каждому принципу своего предшественника> [Со1е5, 1970, р. XX Положения Эриксона в самом деле отличаются от фрейдовских. Его позиция отношении исходных положений о природе человека обозначена на рис. 5-1.

Свобода-детерминизм. С точки зрения Эриксона, поведение человека изн чально детерминировано. Биологическое созревание при взаимодействии с расш: ряющейся сферой социальных отношений индивидуума дает сложную систе>

Сильная Умерен-Слабая Средняя Слабая Умерен-Сильная ная ная

Свобода Рациональность Холизм Конституционализм Изменяемость Субъективность Проактивность Гомеостаз Познаваемость

Детерминизм Иррациональнос-л Элементализм Инвайроиментали Неизменность Объективность Реактивность Гетеростаз Непознаваемость

Рис. 5-1. Позиция Эриксона по девяти основным положениям, касающимся приро'

236 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры - все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий психосексуального развития практически полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени зависит от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырех стадий, есть определенная возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризисы. Таким образом, в теории Эриксона наблюдается некоторое подтверждение положения о свободе, согласно которому индивидуумы сами несут ответственность за свои успехи и неудачи.

Хотя Эриксон рассматривает ид как биологический фундамент личности, он не всецело привержен детерминизму, как это видно из его теории развития эго. Он рассматривает эго как автономную личностную структуру, которая существенно меняется на отрезке жизни от юности и дальше. В отличие от Фрейда, Эриксон не считает, что личность полностью складывается под влиянием детского опыта. Тем не менее, жизненный выбор взрослых всегда несет на себе отпечаток ограничений, налагаемых никогда не прекращающимся влиянием детского опыта. Например, трудно достичь интимности в периоде ранней взрослости, если ранее не было сформировано чувство базального доверия. Итак, по шкале свобода-детерминизм больший вес получает детерминизм.

Рациональность-иррациональность. В том, что психосоциальное развитие автономного эго вызывает наибольший теоретический интерес Эриксона, выражается его неизменная приверженность положению рациональности. В его теории мыслительные процессы как таковые представляют главный аспект функционирования эго: это наиболее очевидно проявляется в том, как разрешаются четыре последних психосоциальных кризиса жизненного цикла.

Как и другие эго-психологи психоаналитической ориентации, Эриксон понимает, что недооценка рациональности в объяснении поведения человека являлась недостатком Фрейда. Однако он часто утверждал, что поддерживает психоаналитическую традицию и принимает концепции Фрейда как таковые - например, биологические и сексуальные основы личности и ее структурную модель (ид, эго и суперэго). Не выходя за пределы психоаналитического каркаса, Эриксон переместил акцент на эго, сознание и рациональность. Он видит в людях гораздо больше рассудочности, чем Фрейд.

Холизм-элементализм. Сильная приверженность Эриксона положению хо-лизма в описании человека отчетливо видна в его эпигенетической концепции развития, согласно которой люди проходят через восемь стадий психосоциального опыта. На этом пути они пытаются преодолевать наиболее глубокие кризисы - например, кризис эго-идентичности, кризис эго-интеграции - и всегда действуют в пределах матрицы сложнейших личностных, культурных и исторических влияний.

Сравним для примера, какое звучание получает принцип холизма, лежащий в основе двух концепций: эго-идентичность (подростковый возраст) и эго-интеграция (поздняя зрелость). В первом случае, согласно теории Эриксона, люди проживут немало лет, прежде чем поймут, кто они такие, и у них разовьется стабильное чувство преемственности между прошлым и будущим. Отдельные проявления

Эрик Эриксон: эго - теория личности _

дения подростков можно понять только при условии интегрирования и: нтекст целостного гештальта, характерного для кризиса <эго-идентичност; олевое смешение>. В течение периода зрелости и пожилого возраста чело 'дается охватить сознанием свою жизнь как единое целое, понять ее значени идеть ее в перспективе. Поведение пожилого человека можно объяснить в кль диетического понимания кризиса <эго-интеграция - отчаяние>. Таким об ом в эпигенетической концепции Эриксона человек рассматривается тольк птане его полного жизненного цикла, который проходит при постоянном влия1 (.дожного контекста окружающей среды.

Конституционализм-инвайронментализм. Тяготение Эриксона к инвайр ментализму выражается в том, что особое внимание при описании развития л ности он уделяет факторам родительского воспитания, культуры и истории. Ж ценный путь человека следует понимать только в контексте этих внешних вл нпй. Полнота разрешения психосоциальных кризисов раннего возраста зави в основном от родительского воспитания; сама же практика воспитания обус: лена культурными и историческими факторами. Разрешение последующих г хосоциальных кризисов является функцией от взаимодействия индивидуум благоприятными возможностями, предоставленными культурой. Инвайронме1 лизм Эриксона распространяется очень широко. Тем не менее, эта позиция, хо' является сильной, все же не безоговорочно абсолютна, поскольку Эриксон ра; ляет мнение Фрейда о биологической, инстинктивной основе личности.

Изменяемость-неизменность. Теория Эриксона, бесспорно, построена на ложении изменяемости. Он тщательно обрисовал направление, в котором со) шенствуется эго - через определенную последовательность психосоциалы стадий, начиная от рождения, через зрелые годы и в старости до самой сме] Напомним, что каждая стадия характеризуется специфичным для нее кризи развития. В зависимости от того, как разрешается кризис, рост личности инд1 дуума идет в том или ином направлении. Короче говоря, Эриксон описывает ч< века постоянно эволюционирующим и пытающимся справиться с проблемг встающими перед ним на каждой стадии.

Согласно Эриксону, жизнь человека характеризуется неизбежными измен< ями. Если посмотреть на это в широком контексте истории развития индивида мы увидим, что люди в нескончаемой борьбе решают все новые и новые про' мы, связанные с их развитием; они переживают поворотные моменты в С1 жизни, приобретают новые качества эго и меняются. Разногласия между Эри ном и Фрейдом по вопросу об изменяемости-неизменности являются, возмоя самыми решающими в их теоретических позициях. Для Фрейда личность взро' го человека полностью детерминирована взаимодействиями, которые имели м' в первые годы его жизни. Напротив, Эриксон настаивает на том, что разви человека нет пределов - оно происходит на протяжении всего жизненного ци;

Субъективность-объективность. Основные понятия, использованные Э] ном для описания психосоциального роста (например, доверие, недоверие, Дежда), имеют отношение к значимым субъективным переживаниям человека. лее того, способность каждого человека справиться с данным психосоциаль кризисом зависит от разрешения предыдущего кризиса, которое всегда инд' ЛУально. Но сами по себе кризисы развертываются благодаря взаимодейст

238 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

биологического созревания с расширяющимся социальным миром. Биологическое созревание не является индивидуально уникальным. Эриксон рассматривает его в постоянном взаимодействии с объективными внешними факторами (например, с семьей и обществом). В этом смысле психосоциальные стадии и кризисы предстают объективно детерминированными, что, несомненно, указывает на приверженность Эриксона положению объективности.

Проактивность-реактивность. Индивидуум в системе Эриксона в начале своего развития обладает выраженной реактивностью, но с течением времени, переходя из одной психосоциальной стадии в другую, становится более проактив-ным. Фактически успешное разрешение первых четырех кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному функционированию на последующих стадиях. Однако на протяжении ранних стадий биологическое созревание накладывает ограничения на возможности человека выстраивать поведение по собственному усмотрению.

В описании Эриксоном последующих четырех стадий от юности до старости, наоборот, ясно выражена идея о том, что люди способны к внутренней регуляции своего поведения. Такие понятия, как поиск эго-идентичности, интимность, продуктивность и эго-интеграция, лучше раскрываются в контексте проактивности. Итак, в теоретической схеме Эриксона люди на протяжении большей части своей жизни, в целом, проактивны. Однако, по мере продвижения от одной стадии к другой, развитие человека зависит от его реакций на биологические, социальные и исторические реалии. И в этом широком смысле можно считать, что во взгляде Эриксона на природу человека имеет место некоторое признание реактивности.

Гомеостаз-гетеростаз. С точки зрения Эриксона, люди постоянно принимают вызов в ходе каждого психосоциального кризиса и каждый кризис содержит в себе потенциальную возможность для человека вырасти и расширить свои возможности. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии к следующему. Это движение вперед позволяет, несомненно, увидеть принцип гетеростаза в понимании мотивации человека. Природа человека требует личностного роста и ответа на вызовы, присущие каждой стадии развития.

Еще одним свидетельством принципа гетеростаза у Эриксона является тот факт, что благополучное разрешение каждого психосоциального кризиса предоставляет индивидууму все больше возможностей для роста и самореализации. Например, весь период зрелости (примерно 45 лет жизни) описан в терминах продуктивность-застой. Использование этих понятий отражает наличие внутренних связей между личностным ростом и здоровым развитием в теории Эриксона. Однако наблюдаемая у него тенденция склоняться в сторону гетеростаза несколько сдерживается тем обстоятельством, что он разделяет позицию Фрейда относительно биологического, инстинктивного фундамента личности. Люди стремятся к росту и развитию, но оно возможно только в пределах ограничений, обусловленных их инстинктивными резервами. Таким образом, степень принятия Эриксоном положения гетеростаза лучше всего охарактеризовать как умеренную.

Познаваемость-непознаваемость. Несмотря на то, что Эриксон согласен С некоторыми традиционными психоаналитическими концепциями личности, он сформулировал и новые идеи, основанные на различных клинических, антрополо-гичрских н пгтупнгтоппчртггу иггпр7тпт1яттт1"тъту гтпатгтау-Т-Гтпттт ггттячмя-Эрик Эриксон: эго - теория личности _

1 принятия положения полной познаваемости природы человеческой лично

ржатся в его всеобъемлющей концепции жизненного цикла человека. Те \енее, тот факт, что он опирается на междисциплинарные исследования, провс мые за рамками <основной> науки, наряду с отсутствием в его теории стр

душных методов исследования личности, наводит на предположение о том, его уверенность в познаваемости человека средствами науки далека от абсол цд По сравнению с Фрейдом Эриксон кажется менее убежденным в неоспори д научной познаваемости человека.

Теперь обратимся к эмпирической проверке теории Эриксона и рассмот некоторые исследования, ей посвященные.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВАЛИДИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ

Теория Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию [Рар< ОШ5, 1986; ЗапЬгосЬ, 1985]. Его идеи нашли применение в области дошколы обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в с<\ бизнеса. Надо отметить также, что Эриксон проводил широкие психоистор: ские исследования, посвященные таким известным лицам, как Мартин Лю Адольф Гитлер, Махатма Ганди и Джордж Бернард Шоу. Психоистория - форма исследования, в котором осуществляется попытка соотнести основ темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами [Сго СгоаЬу, 1981; Кипуап, 1982]. Характерное для последнего времени повьпш интереса персонологов к биографическим и автобиографическим методам из ния личности в значительной степени обязано работам Эриксона по психоистс [МогаЯЛа, РоНасЬ, 1987].

Несмотря на свою популярность, теория Эриксона не вызвала появления чатляющего количества эмпирических исследований. Отчасти отсутствие сист тических исследований, посвященных данной теории, можно объяснить тем (том, что ее идеи сложны и абстрактны. Более того, такие понятия, как дове верность, психосоциальный мораторий не определены настолько четко, чт можно было установить их эмпирическую состоятельность. Другая трудн обусловлена тем обстоятельством, что валидизация теории Эриксона требует роких лонгитюдных исследований, необходимых для оценки изменений, прои дящих в процессе развития на протяжении всего жизненного цикла. Сбор ло тюдных данных - дорогостоящая и очень длительная процедура. В резуль всего этого, исследования, посвященные проверке особенностей взаимовли? психосоциальных стадий, проводятся в настоящее время относительно редко. конец, сам Эриксон не проявлял никакого интереса к эмпирической проверке их положений. Исследования, проводившиеся им самим, основывались на со жательном анализе клинических случаев.

Тем не менее, некоторые концепции психосоциальной теории определенно Даются точному исследованию. Например, Эриксон вывел критерии психос ального здоровья и болезненных состояний для каждого кризисного периода пользуя достаточно четко раскрытые поведенческие характеристики, что позв бт напрямую изучать, как разрешение предшествовавшего кризиса проявляет текущем поведении и установках. Теория Эриксона еще и потому представля

240 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

пригодной для эмпирической проверки, что в ней говорится о социальных индикаторах развития, в противоположность тем теориям, в которых основное внимание уделяется интрапсихическим процессам. Наконец, Эриксон сделал возможным строго последовательное изучение соответствующих психосоциальных феноменов индивидуального развития, в то время как в других теориях часто отсутствует подобный синтез проблем, обусловленных развитием. Однако до тех пор, пока тщательно спланированные исследования не принесут удовлетворительных результатов, эмпирический статус теории Эриксона будет оставаться неясным.

Хотя Эриксон не видел необходимости в эмпирической проверке своей теории, другие исследователи попытались это сделать. Рассмотрим несколько примеров подобных исследований.

Исследование эго-идентичности

Как отмечалось выше, из всех психосоциальных стадий жизненного цикла Эрик-сон [Епаоп, 1968а] уделял наибольшее внимание подростковому периоду. Сделанный нами обзор показывает, что большинство опубликованных на сегодняшний день исследований посвящены почти исключительно этой фазе.

Марсиа[Магс1а, 1966, 1967, 1980] было проведено несколько исследований, посвященных изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков. На основе работ Эриксона, в них были выделены четыре самостоятельных ориентации, или статуса эго-идентичности: 1) диффузия идентичности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение идентичности. Эти состояния (как показано в табл. 5-2) описаны с помощью двух самостоятельных параметров, а именно, кризиса и такого обстоятельства, как принятие обязательств в двух основных сферах функционирования: профессиональной деятельности и идеологии (то есть религия и политика). Термин кризис относится к тому периоду больших усилий в жизни человека, когда он раздумывает, какую выбрать карьеру и каким убеждениям и ценностям стоит следовать в жизни. Принятие обязательств предполагает принятие твердых решений относительно выбора профессии и идеологии, а также выработку целевых стратегий для реализации принятых решений.

Таблица 5-2. Четыре статуса эго-идентичности, описанные Марена

Каждый квадрат матрицы заполняется в результате изучения кризиса и процесса принятия обязательств с помощью полуструктурированного интервью, касающегося выбора профессии и идеологии,

ДА НЕТ НЕ НЕТ

До Мор Предрешенность Диффузия идентичности Пережит ли кризис

Принято ли решение

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 241

гус эго-идентичности индивидуума определяется на основе оценки его ответов в оде стандартизованного интервью, разработанного Марсиа [Магсш, 1966].

Диффузия идентичности характеризуется <отягощенностью отсутствием обя-дьств>. Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не пере-дзать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты. Предре-шенность - состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных дриентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что оди переживали кризис. Примером <предрешенной идентичности> может служить удент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда. Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, - пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса. Наконец, статус достижения идентичности относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

Существование этих четырех статусов эго-идентичности к настоящему времени имеет много эмпирических подтверждений [Войте, 1978; Магс1а, 1980]. Кроме того, проведено немало исследований, в которых изучалась связь описанных статусов идентичности с моделями взаимоотношений в семье. Это направление исследований, подытоженное такими авторами, как Марсиа [Магс1а, 1980] и Уотерман [\Уа<;егтап, 1982], показало, что у индивидуумов с предрешенной эго-идентичностью наблюдаются более теплые отношения с родителями, чем у имеющих другие статусы эго-идентичности. Субъекты с <предрешенностью> также чаще всех остальных обращаются к своим семьям за советом и поддержкой в ситуациях, когда им необходимо принимать жизненно важные решения. В результате им не приходится так упорно <бороться> за достижение идентичности; им в значительной степени удается избегать критического анализа отдаленных последствий возможных итоговых решений. Напротив, люди, находящиеся в состоянии моратория, а также достижения идентичности, не имеют обыкновения искать совета у родителей в ответственных случаях. Они выглядят более критичными по отношению к своим родителям, и в их родительских семьях отмечается более высокий уровень конфликтности. Индивидуумы с диффузной идентичностью сообщают о наличии самой большой дистанции между ними и их родителями. Эти подростки воспринимают своих родителей как безучастных к ним, отвергающих их, и поэтому у них отсутствуют ролевые модели, характерные для подростков с <предрешенностью>.

Значительный интерес вызвало изучение взаимосвязей между статусом иден-ос"'и, мотивацией к обучению и успеваемостью у студентов колледжа. Результаты исследований показывают, что достигшие идентичности считают основными Для себя такие дисциплины, как математика, биология, химия и инженерное дело, в то время как студентов с диффузной идентичностью больше привлекают социология, преподавание и физическая культура [А(3ата, ПЬсЬ, 1983; Магс1а, Рг4ес1тап, '970]. В сходном исследовании [\Уа<:егтап, УУаегтап, 1970] было показано, что студенты, определившиеся в своем профессиональном выборе, более позитивно "Ценивают свою учебу и все, что с ней связано, чем студенты, еще не решившие, чем

242 _ Глава 5. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности

зни будут заниматься по окончании колледжа. Студенты, достигшие эго-идентч-юсти, получают более высокие оценки по сравнению с остальными [Сгоэк, А11ёп 1970}. Наконец, в одном исключительно интересном исследовании [Магоа, 1967] обнаружено: студенты с сильной идентичностью не так драматично (по показате-1ям самооценки) переживают неудачные результаты по тем заданиям, которые злияют на академическую успеваемость.

В другом исследовании были изучены связи между статусом эго-идентичности я процессами социального влияния. Так, студенты с диффузной идентичностью продемонстрировали наибольшую конформность под давлением группы сверстников [Ас1ап15 е1 а1., 1985). Достигшие идентичности также проявили готовность к конформному поведению в аналогичных ситуациях, но только тогда, когда это вело к достижению определенных целей. Именно такого рода проявления чуткос-ги к мнению окружающих можно ожидать от человека, уверенного в своей эго-идентичности.

Эрик Эриксон: эго - теория личности _ 243

различий по параметру идентичности не было получено. Авторы предположили что пути достижения интимности могут быть разными у обоих полов.

у мужчин достижение интимности тесно связано с решением: жениться или не жениться. В этом плане достижение идентичности, основанное на традиционных мужских ролевых особенностях, таких как инструментальность, целенаправленность и компетентность, является решающим. С другой стороны,' женщины могут быть связаны социальными предписаниями необходимости выйти замуж, поэтому у них достижение идентичности имеет мало общего с замужеством. В то же время достижение интимности у замужних женщин, видимо, влияет на стабильность супружеских отношений. Очевидно, идентичность, основанная на умении справляться с тревогой и умении выражать свои чувства открыто, способствует стабильности брака [КаЬп е1 а1., 1985, р.1321].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: