Определение числа и размера фокус-групп

На число участников проведения фокус-групп ы влияет несколько факторов:

1. Так как получаемые с помощью фокус-группы данные носят описательный характер и не представляют сведений о степени распространенности полученных мнений в изучаемой группе, фокус-групп ы целесообразно проводить до тех пор, пока будет появляться новая информация.

При таком подходе наступает момент, когда увеличение числа групп уже не дает заметных изменений в результатах. Обычно максимум информации достигается после проведения двух-трех дискуссий в одной из выбранных групп респондентов.

2. Учитывая, что целью фокус-групп является описание, то лучше сосредоточить внимание на тех респондентах, которые дадут самую значимую информацию. Тем не менее, важно, чтобы в исследование попали основные категории населения, которые являются объект ом исследования. Количество фокус-групп увеличивается с появлением новых переменных, например, пол, возраст, классовая и национальная принадлежность (если они имеют значение для проекта).

3. Число фокус-групп зависит также от целей исследования. Для изучения одной категории нужно проводить от двух до шести дискуссий. При этом количество человек в проекте, в зависимости от числа участников в каждой фокус-группе, может колебаться от 12 до 100.

Для вовлечения всех участников в дискуссию в фокус-группе должно участвовать от 6 до 8 человек. При стандартной продолжительности дискуссии в полтора-два часа, увеличивается время для высказывания мнения каждым участником, возрастает его вклад и роль в групповое обсуждение. Метод фокус-групп позволяет получить представление о реакции каждого респондента на проблему за это время.

При проведении фокус-группы выборк а в чистом виде не применяется, так как основным назначением метода фокус-групп является описание явления, а не экстраполяция и измерение меры распространенности. Вместо случайной выборки может применяться стратифицированная выборк а. Тогда критериями могут быть: возраст участников, социально-экономический статус, уровень образования, религиозные воззрения, национальность, место жительства, семейное положение и т. д.

При подборе респондентов соблюдается принцип внутригрупповой гомогенности, так как его соблюдение способствует динамическим процессам, большей свободе и раскованности участников.

Часто участники фокус-групп или изучаемый участок отбираются случайно, например, из перечня телефонных абонентов. Это эффективно при наборе респондентов с распространенными характеристиками и малоэффективно, если критерии для отбор а очень специфические.

Набор респондентов осуществляется следующими способами:

- предварительное анкетирование или интервью;

- наблюдение, анализ данных, имеющихся в распоряжении исследователя (списков);

- в месте сбора потенциальных респондентов;

- использование уже существующих групп, реклама, объявления в средствах массовой информации.

Предварительное интервью и анкетирование позволяют набрать в фокус-групп ы наиболее подходящих респондентов, а также дополнительно использовать информацию из анкет для описания изучаемой группы.

Использование уже существующих групп (рабочие коллективы, классы в школе) не всегда подходит для фокус-групп, так как система сложившихся отношений может повлиять на ответы и на обсуждение деликатных тем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: