На число участников проведения фокус-групп ы влияет несколько факторов:
1. Так как получаемые с помощью фокус-группы данные носят описательный характер и не представляют сведений о степени распространенности полученных мнений в изучаемой группе, фокус-групп ы целесообразно проводить до тех пор, пока будет появляться новая информация.
При таком подходе наступает момент, когда увеличение числа групп уже не дает заметных изменений в результатах. Обычно максимум информации достигается после проведения двух-трех дискуссий в одной из выбранных групп респондентов.
2. Учитывая, что целью фокус-групп является описание, то лучше сосредоточить внимание на тех респондентах, которые дадут самую значимую информацию. Тем не менее, важно, чтобы в исследование попали основные категории населения, которые являются объект ом исследования. Количество фокус-групп увеличивается с появлением новых переменных, например, пол, возраст, классовая и национальная принадлежность (если они имеют значение для проекта).
|
|
3. Число фокус-групп зависит также от целей исследования. Для изучения одной категории нужно проводить от двух до шести дискуссий. При этом количество человек в проекте, в зависимости от числа участников в каждой фокус-группе, может колебаться от 12 до 100.
Для вовлечения всех участников в дискуссию в фокус-группе должно участвовать от 6 до 8 человек. При стандартной продолжительности дискуссии в полтора-два часа, увеличивается время для высказывания мнения каждым участником, возрастает его вклад и роль в групповое обсуждение. Метод фокус-групп позволяет получить представление о реакции каждого респондента на проблему за это время.
При проведении фокус-группы выборк а в чистом виде не применяется, так как основным назначением метода фокус-групп является описание явления, а не экстраполяция и измерение меры распространенности. Вместо случайной выборки может применяться стратифицированная выборк а. Тогда критериями могут быть: возраст участников, социально-экономический статус, уровень образования, религиозные воззрения, национальность, место жительства, семейное положение и т. д.
При подборе респондентов соблюдается принцип внутригрупповой гомогенности, так как его соблюдение способствует динамическим процессам, большей свободе и раскованности участников.
Часто участники фокус-групп или изучаемый участок отбираются случайно, например, из перечня телефонных абонентов. Это эффективно при наборе респондентов с распространенными характеристиками и малоэффективно, если критерии для отбор а очень специфические.
|
|
Набор респондентов осуществляется следующими способами:
- предварительное анкетирование или интервью;
- наблюдение, анализ данных, имеющихся в распоряжении исследователя (списков);
- в месте сбора потенциальных респондентов;
- использование уже существующих групп, реклама, объявления в средствах массовой информации.
Предварительное интервью и анкетирование позволяют набрать в фокус-групп ы наиболее подходящих респондентов, а также дополнительно использовать информацию из анкет для описания изучаемой группы.
Использование уже существующих групп (рабочие коллективы, классы в школе) не всегда подходит для фокус-групп, так как система сложившихся отношений может повлиять на ответы и на обсуждение деликатных тем.