Выбор темы. Исходя из пределов психологической вовлеченности в дискуссию, участники фокус-группы проявляют к ней интерес в течение не более чем полутора

Исходя из пределов психологической вовлеченности в дискуссию, участники фокус-групп ы проявляют к ней интерес в течение не более чем полутора, максимум двух часов, а в более длительном обсуждении люди обычно высказываются неохотно.

В формализованной дискуссии с использованием стимулов (средней продолжительностью полтора часа) для обсуждения обычно предлагается 3 - 4 стимула (например, рекламные ролики). В случае большего количества стимулов, модератор не успеет получить информацию о самих респондентах, образе жизни, поведении, которые имеют непосредственное отношение к изучаемой теме, узнать об их ожиданиях и отношениях.

В неформализованной фокус-группе за то же время удается обсуждение несколько меньшего количества стимулов.

На вовлеченность приглашенных на беседу, также влияет настроение и интерес к теме. В случае если тема дискуссии не интересна респондентам, то группы приобретают характер формализованного интервью и охватывают все возможные аспекты изучаемой проблемы, без глубокого проникновения в суть.

Число тем зависит также и от их характера. Так, при обсуждении деликатных и интимных вопросов на создание доброжелательной, открытой, свободной атмосферы и раскрытие участников в фокус-группе уходит около 30 минут, в результате, на дискуссию по основной теме остается немного времени.

Написание плана для фокус-группы

Если проведение фокус-групп ы происходит по заранее написанному план, то такая группа обозначается формализованной фокус-группой.

План начинается с формулировки приветствия респондентам, цели исследования, объяснения основных правил участия и написания вводных вопросов, позволяющих создать раскованную и свободную атмосферу.

В плане обычно записываются правила участия в фокус-групп е для респондентов, вводные фразы.

При структурировании самой темы обсуждения используется такой порядок вопросов, как и в других опросных методах, например, в анкетах.

В формализованной фокус-группе план представляет перечень тем для обсуждения и примеры вопросов по ним.

Структурирование фокус-группы важно по ряду причин:

- заранее заданная структура значительно облегчит последующий анализ данных;

- использование конкретных вопросов устраняет возможные разночтения в языке респондентов и исследователя;

- помогает сопоставить взгляд на изучаемую проблему со стороны социолога и участника дискуссии;

- позволяет охватить все темы, имеющие непосредственный интерес;

- вносит порядок, четкость и аккуратность в получаемые данные;

- облегчает сравнение групп друг с другом;

- уменьшает разночтения в понимании тем в проекте с участием нескольких модераторов;

- контролирует глубину анализа проблемы.

Одним из недостатков следования плану является снижение спонтанности высказываний, возможности социолога корректировать дискуссию в зависимости от сказанного респондентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: