Форма проведения и организация фокус-групп

Фокус-групп а начинается со знакомства, представления ведущего, исследовательской команды, участников, описания цели исследования и продолжительности работы. В ходе знакомства респондент обычно дает информацию, релевантную обсуждаемой проблеме, делится собственным опытом, имеющим отношение к теме дискуссии. Это создает атмосферу обсуждения в группе и тем самым, облегчает задачу ведущего.

Ведущий дискуссии также сообщает дополнительную информацию, которая может помочь участникам понять ее цель. Важно подчеркнуть специфику фокус-групп - не просто ответы на вопросы, а обсуждение предложенных тем. Для снятия напряжения в группе нужно сообщить о характере и целях фиксации информации и гарантировать ее конфиденциальность.

В фокус-группах ведущему важно обращать внимание на невербальную реакцию людей при показе им какого-либо стимула, а не только на их вербальный ответ.

Существует ряд технических приемов, стимулирующих процесс общения, а именно, проведение фокус-группы за чаем, предварительная подготовка карточек с именами участников, пространственное расположение приглашенных на дискуссию и т.д.

Исследователю для избежания неловкости в первые минуты следует начать с простых вопросов, направленных не на получение информации, а на создание благоприятной атмосферы для разговора.

В случае вялой дискуссии, когда участники отвечают по очереди, практически не общаясь между собой, для ее активизации предлагается использовать специальные методы. Например, метод "снежного кома " представляет собой повторение высказывания любого из респондентов с вопросительной интонацией. Это помогает вовлечь в обсуждение других членов фокус-группы.

(См.: Хрестоматия. Дмитриева Е. Фокус-групп ы в маркетинге и социологии.)

ТЕМА 5. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: