Методы товароведения

В товароведении как прикладной естественно-научной дисциплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и заимствованные из других, в основном фундаментальных наук – физики, химии, математики, философии и др. В науке такое заимствование – распространенное явление.

Так, во многих науках применяются философские (индукция и дедукция, абстракции, обобщения, анализ и синтез) и математические (расчеты, моделирование и т. п.) методы. В химии широко распространены физические методы (рефрактометрические, поляриметрические и т.п.). Современный этап развития науки характеризуется интеграцией разных ее областей, что находит отражение и в заимствовании методов деятельности с товаром.

Таким образом, для товароведения как науки характерны свойственные и другим областям знаний тенденции: интеграция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические. В свою очередь каждая группа методов делится на виды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности можно выделить: методы - последовательные действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы - операции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (измерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

Практические методы – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-действия (маркирование, упаковывание и т.п.), а также методы-операции – оценка качества и измерение количества.

Следует отметить, что практические методы оценки качества и измерения количества базируются на таких экспериментальных методах, как измерительные, органолептические и регистрационные (например, определение видов и количества примесей, дефектов, градаций качества).

В практической товароведной деятельности широко используются технологические методы хранения, осуществление которых входит в должностные обязанности товароведов (например, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оптимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством товаров и т.п.). В отношении других технологических методов товароведы проводят лишь контроль за соответствием конечных результатов, полученных другими лицами.

Методы-действия – это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата. В качестве методов-действий можно рассмотреть классификацию и кодирование товаров.

Методы-операции – конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц, цель эксперимента – получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).

В процессе товароведной деятельности заслуживают особого внимания классификация и кодирование товаров.

Классификация – разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации – элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг – товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признак классификации – свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

Признаки классификации подразделяются на телеологические (назначение, применение), генетические (исходные материалы, сырье, основные компоненты химического состава) и технологические (конструкция, рецептура, процессы производства, способы отделки или оформления).

Примером телеологического признака может служить классификация непродовольственных товаров на одежно-обувные, культурно-бытовые и хозяйственные товары. По этому же признаку выделены такие группы продовольственных товаров, как вспомогательные товары и продукты детского питания. Генетические признаки положены в основу классификации вкусовых товаров – на алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные; тканей – на льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические. По технологическому признаку чай подразделяется на зеленый, желтый, красный, черный; крупы – на полированные или шлифованные и т.д.

В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков технологический и генетический чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав – количественно и качественно.

Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.

В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации – последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Иерархический метод классификации

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков – ответственная операция деления множества, от которой во многом зависит конечный результат. Такой выбор должен базироваться на целевом назначении классификации.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На рисунке 2 глубина классификации равна 3.

Теоретически глубина классификации бесконечна, но на практике такая классификация чересчур громоздка и запутанна, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

Однако при увеличении полноты ассортимента за счет видов и разновидностей глубина классификации может быть иболее 10, что позволяет подразделять подмножество товаров до конечной единицы – торгового артикула.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации – параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette – грань отшлифованного камня. Действительно, как каждая грань камня существует независимо от других граней, так и разные классификационные группировки при фасетном методе независимы и не подчиняются друг другу (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Фасетный метод классификации

Благодаря этому фасетная система отличается большой гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки – молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету – белые, розовые, красные; по технологии – тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т.п.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостатками (таблица 1), знание которых позволяет рационально применять эти методы с учетом целевого назначения.

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно.

Таблица 1 – Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные. Трудность применения При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках

Например, приведенная выше классификация виноградных вин фасетным методом всегда дополняется иерархическим методом их классификации по технологическому признаку, причем на разных ступенях в качестве классификационных признаков выступают определенные операции, формирующие качество вин и обусловливающие их особенности. Так, тихие вина в зависимости от характера брожения и применяемого вспомогательного сырья подразделяются на столовые и специального назначения. На следующей ступени столовые вина делятся на типы по полноте сбраживания и применяемым операциям (вина сухие, полусухие, полусладкие и др.).

При классификации разными методами применяют общие и специфичные правила. В этом случае можно говорить о системе классификации как о совокупности методов, правил результатов классификации.

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

− первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества.

− использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа.

− разделение объектов последовательно – от большего к меньшему, от общего к частному.

− выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного.

− необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.

Специфичными правилами применения фасетного метода являются:

− примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков.

− отсутствие общности классификационных признаков.

− возможность дополнения количества признаков.

Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении при делении множества товаров на системные категории: роды, классы, группы и т. п. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной – назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

· потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей для личного использования;

· товары промышленного назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;

· товары для офиса – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы.

Род потребительских товаров делится на три подрода: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основе деления на подроды лежат также назначение и удовлетворяемые товарами потребности. Так, продовольственные товары предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях (психических потребностей).

Подрод непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Подрод медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека, а также физиологических потребностей во внутренней безопасности.

Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные. Например, подрод продовольственные товары делится на два класса: пищевые продукты и табачные изделия.

Подкласс однородных товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, присущих только этой группе, - углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т.п.

Группа однородных товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение.

Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками, отличаясь от них индивидуальным назначением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара.

Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов – дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий – карамель и конфеты – отличаются, прежде всего, внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение – должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса, и индивидуальное – потребность в разной консистенции.

Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку «содержание начинки» различают две разновидности карамели – леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование – именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Номинальное наименование может быть обезличенным и собственным.

Например, колбаса сырокопченая – обезличенное наименование, а колбаса сырокопченая Александровская уже собственное наименование, вино шампанское – обезличенное наименование, а вино шампанское Советское или Российское уже собственное наименование.

Марочное наименование, или торговая марка – индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования.

В качестве примера можно привести марочные наименования игристых вин «Абрау Дюрсо» и «Цимлянское» (рисунок 4).

Рисунок 4. Марочные наименования игристых вин

К марочным наименованиям можно отнести также наименования промышленного ассортимента конфет Сормовской кондитерской фабрики: «Волшебный метеорит» и «Озорной рыжик» (рисунок 5).

Рисунок 5. Марочные наименования конфет

У товара так же, как и у человека, должно быть имя. Это имя присваивает производитель. Производитель является родителем товара. Имя продукта регистрируется в документах, таких как технические условия и стандарты.

В то же время, чтобы отличить один однородный товар от другого, особенно при создании нового товара на базе старого, ему присваивают фантазийное наименование.

Среди наименований кондитерских товаров можно привести примеры следующих наименований: конфеты «Коровка», выпускаемые в соответствии с требованиями ГОСТа, и конфеты «Коровка. Сливочная тянучка», выпускаемые в соответствии с требованиями технических условий, печенье «Овсяное» выпускаемое в соответствии с требованиями ГОСТа, и печенье «Овсяночка» выпускаемое в соответствии с требованиями технических условий.

В современных условиях, когда общая широта товаров достигает в торговых организациях, особенно гипермаркетах, 50000-80000 единиц, автоматизированный учет с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товарный артикул».

Товарный артикул (ТА) – ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения. Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая бутилированная вода Святой источник в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой. Артикул рисовой или гречневой крупы будет определяться разновидностью (шлифованный или полированный рис, ядрица или продел гречневые), сортом, фасовкой, а у риса - также типом и, возможно, страной происхождения. Для артикула одежды и обуви важными признаками будут размер, цвет, фасон, страна происхождения. Таким образом, идентифицирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации товарных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код.

Деление потребительских товаров на роды, подроды, классы и подклассы основано на иерархическом методе классификации. При делении на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы. Это видно на примере групп подкласса «продовольственные товары растительного происхождения». Часто группы этого подкласса подразделяются по сырьевому признаку иерархическим методом на зерномучные товары, плодоовощные товары, табачные изделия. В то же время другие группы (вкусовые, вспомогательные и кондитерские товары) выделяются по иному признаку – назначению, что свидетельствует о применении фасетного метода, так как в целом при делении на группы использованы признаки, независимые друг от друга.

Приведенная общая товароведная классификация продовольственных и непродовольственных товаров не совпадает с классификацией сельскохозяйственной и промышленной продукции в ОКП. Это объясняется тем, что товароведная классификация исторически сложилась раньше и была основана на потребностях торговли. В ОКП в наибольшей степени проявляются интересы отраслей, производящих продукцию. Поэтому обе эти классификации могут применяться каждая в своей сфере. Вместе с тем существуют и альтернативные товароведные классификации потребительских товаров.

В целях оптимизации идентификации товаров и ускорения товародвижения в товароведной деятельности широко используется такой метод, как кодирование.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код– знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.

Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования состоят в следующем:

• код должен иметь определенную структуру построения;

• код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

• код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода.

В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, консервам «Молоко цельное сгущенное с сахаром» Общероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен код 76.

Буквенный алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности – Н.

Буквенно-цифровой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды имеют код СЗ, а овощи – С4.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых сканеры считывают в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPС, широко применяемые в международной практике.

Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода – позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, разряд кода несет определенную смысловую нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 1м2 60 г имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Пробел – определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 – продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 – бумага и ее общая характеристика, 1211 – частные признаки бумаги).

Код характеризуется также длиной.

Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание – 12. Таким образом, длина (Дл) отличается от основания (Ос) коли­чеством пробелов (Кп):

Дл = Ос – Кп.

Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный способы.

Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешне торгового обмена. Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.

Значимость штрихового кодирования объясняется тем, что оно имеет ряд функций:

· автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающих устройств;

· автоматизированные учет и контроль товарных запасов;

· оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;

· информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Внедрение штрихового кодирования связанно с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декорируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

Штриховые коды делятся на виды: европейский – EAN и американский - UPC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/UPC являются наиболее распространенными.

Коды EAN подразделяют на три типа EAN-8; EAN-13 и ITF-14 (только для транспортной тары). Структура штриховых кодов различных типов представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура штриховых кодов EAN

Структура кодов Порядковые номера знаков
Типы штриховых кодов
EAN-8 EAN-13 ITF-14
Страна, где находится банк данных о штриховых кодах 1,2 (3*) 1,2 (3*) 1,2 (3*)
Организация – изготовитель или продавец 3-5 (4-5)** 3-7 (4-7)** 3-7 (4-7)**
Информация о товаре 6-7 8-12  
Код упаковки товара - - 9-13
Контрольная цифра      
**
*

Страны, которым можно детализировать код страны на третьем разряде (Россия, страны СНГ, Германия и др.).

В указанном случае изготовитель может использовать только четыре разряда.

Как видно из данных таблицы, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковый номер.

Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться не в отечественном банке данных, а за рубежом.

Каждой стране ассоциация EAN выдает коды централизованно. Чаще всего коды бывают двузначные: например, США и Канада – 00-99; Япония – 45-49; Австралия – 90-91 и другие, но иногда могут быть трехзначными (Россия – 460-469; Турция, Польша – 590) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, в которых находится банк данных о штриховых кодах, приведены в таблице 3.

Таблица 3 – Коды стран местонахождения банка данных

о штриховых кодах

Страна Код Страна Код
Австралия   Мексика  
Австрия 90-91 Молдова  
Аргентина   Нидерланды  
Бельгия   Никарагуа 740-745
Болгария   Новая Зеландия  
Боливия   Норвегия  
Босния   Панама 740-745
Бразилия   Парагвай  
Великобритания   Перу  
Венгрия   Польша  
Венесуэла   Португалия  
Вьетнам   Россия 460-469
Гваделупа   Румыния  
Гватемала 740-745 Сальвадор 740-745
Германия 400-440 Сербия  
Гондурас 740-745 Сингапур  
Греция   Словакия  
Дания   Словения  
Доминиканская республика   США 00-09
Израиль   Таиланд  
Индия   Тайвань  
Индонезия   Тунис  
Ирландия   Турция  
Исландия   Украина  
Испания   Уругвай  
Италия 80-83 Филиппины  
Канада 00-09 Финляндия  
Кипр   Франция 30-37
Китай 690-691 Хорватия  
Колумбия   Чехия  
Коста-Рика 740-745 Чили  
Куба   Швейцария  
Латвия   Швеция  
Литва   Шри-Ланка  
Люксембург   Эквадор  
Мавритания   Эстония  
Малайзия   Южная Корея  
Мальта   Южно-Африканская Республика 600-601
Марокко и Западная Сахара   Япония  

Код изготовителю, т.е. следующие 3-5 цифр, присваивает централизованно-национальный орган страны. В России, а также других странах СНГ штриховым кодированием товаров занимаются Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в международной ассоциации EAN.

ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, а также ведет соответствующий банк данных. Кроме этого, она разрабатывает методику использования кодов EAN.

Широкое распространение штрихового кодирования привело к кодированию всех товаров, независимо от их качества и престижности фирм – изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.

Признаки, позволяющие отличить подлинные штриховые коды от фальсифицированных:

· размеры штрихового кода;

· цветовое исполнение отдельных элементов штрихового кода: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов, совпадающий по цвету с фоном, белый допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером;

· место нанесения штрихового кода: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки;

· штриховой код не должен размещаться на месте, где уже есть другие элементы маркировки;

· нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC; нанесение двух кодов допускается в случае, если товаропроизводитель произвел регистрацию в двух ассоциациях и в этом случае коды наносятся в противоположных концах упаковки.

Таким образом, штриховые коды выступают не только как средства автоматизированной идентификации, учета и интенсификации товародвижения, а также носителями коммерческой информации. Товары, маркированные штриховыми кодами EAN в одной стране, могут быть однозначно идентифицированы и сканированы на соответствующем оборудовании во всех странах мира.

 

Для примера чтения штриховой кодировки рассмотрим код сигарет Pall Mall, изготавливающиеся под контролем БАТ Россия (Москва) (рисунок 6).

 
 

 

Рисунок 6. Штриховой код EAN-8

 
 

Код страны 460, что по таблице кодов стран местонахождения банка данных о штриховых кодах соответствует России.

Код изготовителя 0 422, где 0 указывает на то, что товар произведен под товарным знаком Pall Mall (British American Tobacco Brands), а 4 указывает на производителя (БАТ Россия). Цифры 22 говорят о том, что товаром в данном случае являются сигареты с фильтром, класс первый, марка Pall Mall Lights.

Контрольное число предназначено для проверки правильности штриховой кодировки (сначала складываются нечетные цифры, сумма умножается на 3, к ней прибавляются четные цифры (кроме контрольной), от полученного числа отнимаются десятки. Полученное число при отнимании его от 10 должно дать контрольную цифру). В нашем случае в этом легко убедиться:

4+0+4+2=10,

10х3=30,

30+6+0+2=38,

10 – 8=2

Можно классифицировать данный вид продукции, совместив иерархический и фасетный методы:

Табачная продукция - сигареты – с фильтром – класс первый – с угольным фильтром – марки Pall Mall – легкие (Lights).

На данном примере видно удобство сочетания иерархического и фасетного методов, так как это сочетание дает наиболее полное и объемное представление о продукции как в отраслевых, так и в экономико-статистических целях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: