Жизненный цикл товара (ЖЦТ)

Товар имеет циклические изменения во времени, показателями которых выступают объем продажи и размер прибыли.

Жизненный цикл товара – это совокупность последовательных состояний (этапов) нахождения товара на рынке, каждый из которых с течением времени характеризуется определенным состоянием внешней среды.

ЖЦТ характеризует динамику поведения конкурентоспособности товара на рынке и выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель ЖЦТ иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько определенных стадий: разработку, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. Наиболее типичный жизненный цикл товара показан на рисунке 8.4.



Рисунок 8.4 –Этапы жизненного цикла товара

Для предупреждения стадии спада целесообразно увеличивать продолжительность стадий роста и зрелости товара, используя такие приемы, как поиск новых потребителей и рынков сбыта, новых сфер использования товара и разработка новых модификаций товара.

 
 


Рисунок 8.5 –Увеличение продолжительности ЖЦТ

Представленный на рисунке 8.4 жизненный цикл является традиционным. Однако в жизни приходится сталкиваться с многочисленными примерами отклонений от классической кривой жизненного цикла, некоторые из них приведены на рисунке 8.6.

 
 


Рисунок 8.6 –Особые случаи ЖЦТ

Каждая стадия любого жизненного цикла имеет собственные характеристики и требует различных маркетинговых подходов. Их краткая характеристика приведена в таблице 8.3.

Таблица 8.3 – Характеристика стадий жизненного цикла товара

Стадия Внедрение Рост Зрелость Спад
Темпы роста продаж Рост Быстрый рост Стабильный рост, а затем некоторое снижение из-за насыщения рынка Резкое снижение
Расходы на клиентов Высокие Средние Низкие Низкие
Прибыль Убыток Растущая прибыль Высокая прибыль Снижающаяся прибыль
Клиенты Новаторы Восприимчивые Среднее большинство Отстающие
Конкуренция Незначительная Умеренная Сильная Незначительная
Цели маркетинга Привлечение внимания к товару лиц, формирующих общественное мнение Расширение сбыта и ассортиментных групп Поддержание отличительных преимуществ Сократить падение, оживить рынок
Задачи маркетинга Выявление спроса, информативная реклама, повышение качества товара, гибкая ценовая политика, организация сервиса, создание имиджа товара и фирмы Стимулирование спроса, развитие сегмента рынка, убеждающая реклама, снижение цены. Расширение сервиса, расширение потребительских свойств товара Напоминающая реклама, стимулирование сбыта за счет повышения качества, улучшения обслуживания, освоения новых сегментов рынка, дальнейшее расширение потребительских свойств товара Определение масштабов затрат на обслуживание реализованных товаров, предложение о времени запуска нового товара.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: