Правила выделения и анализа ЦСЦ организации и ее процессов:
1. Выделить границы, в рамках которых организация планирует выстраивать ЦСЦ, в том числе:
· составить список всех существующих и перспективных товаров (услуг), предлагаемых в отрасли, в которой работает организация;
· сгруппировать эти товары (услуги) по категориям, позволяющим провести их однозначную идентификацию;
· сгруппировать клиентов на основе их потребностей в указанных товарах (услугах);
· составить список потребителей, с которыми организация работает в настоящее время и хотела бы сотрудничать в перспективе;
· определить номенклатуру продуктов (услуг) организации, которые смогут удовлетворить потребности указанного круга клиентов.
2. Выделить и описать на уровне процессов верхнего уровня столько ЦСЦ, сколько групп (видов) продуктов и услуг организация поставляет внешним потребителям. Продукты и их потребители должны существенно различаться между собой.
ЦСЦ на верхнем уровне могут оказаться схожими для различных организаций, а также для различных групп продуктов и услуг одной и той же организации. Деятельность конкретной организации может охватывать только часть ЦСЦ, в рамках которой создается продукт или услуга для конечного потребителя.
|
|
Если организация выпускает один или несколько материальных продуктов, выявление ЦСЦ не представляет особенной сложности (по крайней мере на верхнем уровне детализации). Когда результат бизнеса организации – услуга (например, информационное обеспечение), выявление ЦСЦ значительно сложнее. Тем не менее, построить ЦСЦ можно для любой организации.
3. Провести анализ ЦСЦ по отношению к цепочкам основных конкурентов. Путем анализа может быть обосновано формирование новых, дополнительных ЦСЦ (процессов).
4. Исключить из портфеля бизнесов организации продукты (услуги) и цепочки, не имеющие конкурентоспособных перспектив (не представляющие ценности для потребителей и разрушающие рыночную стоимость организации).
5. Построить на среднем уровне детализации (2-уровне), проанализировать и оптимизировать те цепочки, по которым организация имеет сильные позиции в настоящем либо привлекательные перспективы.
В результате реорганизации ЦСЦ и процессов в соответствии с потребностями имеющихся и перспективных клиентов организация сможет усилить свою конкурентную позицию на рынке и заложить основу для развития бизнеса на долгосрочную перспективу.