Важнейшей логической формой познания является противоречие - движущая сила. Научные теории развиваются в результате разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях и в практической деятельности. Поэтому они и являются движущей силой развития.
Обратимся к определениям понятия «противоречие», имеющимся в энциклопедическом словаре.
«Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания».
«Противоречие – важнейший методологический принцип, логическая форма развития познания».
Противоречие: между сущим и должным; между установленными фактами и их теоретическим осмыслением; между тем, что уже есть, но плохо и тем как должно быть. Например:
- между задачами формирования здорового молодого человека в условиях высшей школы и однообразием вузовских занятий, перегрузками студентов учебными информациями;
|
|
- между задачами формирования гуманного студента как будущего специалиста и неразработанностью педагогических технологий приобщения его к народным гуманистическим традициям;
- между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности вузовских преподавателей в современных условиях внедрения новых государственных образовательных стандартов и отсутствием научно-методического обеспечения специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов;
- между необходимостью достоверного оценивания профессиональных задатков абитуриентов и отсутствием соответствующих научно обоснованных методик и др.
Попросту противоречие – это несоответствие, несогласованность между какими-либо противоположностями, находящимися внутри единого объекта. Именно это несоответствие «доказало» наличие проблемы, и оно же стало движущей силой, почему мы должны заниматься выявленной проблемой.
Таким образом, д вижущей силой учебного процесса являетсяпротиворечие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков обучающихся (их умственного развития) для решения этих задач.
Основной закон обучения. Педагогические законы.