Основные дидактические понятия

"Определение - именование множества свойств, приписываемых рассматриваемому понятию". Поскольку каждое понятие - результат обобщения, оно неминуемо абстрагируется от множества частностей. Именно это важно для теории, которая является обобщением высокого уровня. А определение понятия - это

Понятия в теории обучения входят в определенные связи и от­ношения и отражают ее основные положения и закономерности. При помощи понятий происходит оценка сущности учебного процесса пу­тем выделения основных и существенных его сторон и их сравнения с целями и задачами обучения.

Понятийная система дидактики в широком её значении весьма богата и включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единичное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), а также собственно дидактические понятия (обучение, преподавание, учение, изучение, образовательный процесс, содержание, формы, методы, средства обучения и др.). Мы рассмотрим чисто дидактические понятия как понятия теории обучения.

К основным понятиям учебно­го процесса в высшей школе относятся: образование, обучение, учебник, учебный план, институт, университет и т. д., а к составным понятиям - содержание обучения, средства обучения, методы, формы обучения, контроль обучения, резуль­таты обучения, содержание и формы педагогической деятельно­сти.

В буквальном смысле слово "образование" означает образовывание, т.е.создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. В этом смысле образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений.

В образовании выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Этот акт, являющийся ядром образования, – обучение. Обучение – средство образования. Оно включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение, в процесс которого усваивается опыт через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Чаще всего под обучением понимается «целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание» (Российская педагогическая энциклопедия, С. 6). Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение — непрерывный процесс их совместной работы.

Обучение в высшей школе - целенаправленное, заранее запроектированное общение преподавателя и студентов, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучающихся, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта познания и профессиональной деятельности.

Следовательно, обучение можно определить как совместную деятельность обучающегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит, как было указано выше, из преподавания и учения, описывающих активность каждого из участников педагогического процесса.

Под преподаванием понимается деятельность преподавателя (производное слова «преподавание») по передаче студентам знаний, умений и навыков, способов профессиональной деятельности, жизненного опыта и т.п.

Учениепроцесс приобретения студентом передаваемого преподавателем содержания учебного материала (обучения).

Выше уже было отмечено, что учебная деятельность (в вузе, в школе) есть составная деятельность, включающая две подсистемы. Здесь речь идет о первой подсистеме – учении - основном функциональном ее компоненте, который рассматривается как деятельность самого обучающегося. Деятельность учения - "чистый" акт познания, реализуемый студентами через усвоение наличного опыта. Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного осуществления деятельности учения.

Учение как деятельность имеет место там, где действия студента управляются сознательной целью усвоить определенные профессиональные знания, навыки, умения. Учение предъявляет требования не только к познавательным процессам студента - памяти, сообразительности, воображению, гибкости ума, но и его волевым качествам - управлению вниманием, регуляции чувств и т.д.

Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания математики»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию («передаванию») учебного материала, а не деятельности учеников.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длительную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время вузовский профессор был основным источником информации, которую он сообщал студентам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «передать знания», «дать образование». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания предполагает формирующее воздействие преподавателя на студента.

В то же время существуют иные понимания обучения, отрицающие возможность «передачи образования». Знания, умения и навыки — не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности студента в ходе его собственной образовательной деятельности.

Для характеристики образовательной деятельности обучающихся А.В. Хуторской рассматривает связи между понятиями обучение и развитие, обучение и воспитание, изучение и освоение.

Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психологических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются количественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.

Среди ученых — психологов и педагогов — выделяются три точки зрения на связь обучения и развития:

1) обучение и развитие—два независимых друг от друга процесса (3.Фрейд, Ж. Пиаже);

2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);

3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л. С. Выготский).

В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л. С. Выготского о том, что

обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.

Для объяснения своей модели Л. С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» — уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи и «зона ближайшего развития» - уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном с взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания концепции развивающего обучения (Л. В. Занков; Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств.

Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обучения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социализация ученика, формирование таких его личностных качеств, которые соответствуют определенным общественным потребностям.

Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.

Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен прежде всего для гуманистических образовательных систем, таких, например, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а также для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, историю, философию.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика: математика способствует развитию аккуратности, логичности, последовательности и систематичности, естествознание — наблюдательности и познавательности,

живопись — образности и художественности.

В то же время, закрепление за отдельными учебными предметами определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика

может воспитывать не только систематичность или алгоритмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную функцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.

Очевидна и связь понятий «изучение», означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения», и усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика объектам — знаниям или информации (изучить и усвоить что-то). Изучая реальную действительность, ученик одновременно с созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним емким понятием — освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от развивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентированное обучение строится по принципу «с детьми к предмету»._

Термин "образование" несколько шире по своему значению, чем термин "обучение". Образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т. е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине "образование" в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.

Понятие «образование» - э то фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в дидактике, но и в педагогике, антропологии, философии и других науках о человеке. Не существует единой трактовки понятия «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделяются следующие:

• Образование как процесс и как результат. Образование как процесс характеризуется изменениями учащихся на протяжении определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления образования. Образование как результат - это результат обучения, т.е. усвоения знаний и развития умственных способностей. Результат образования выражается как формально, например, сертификатом (начальное, полное среднее, высшее образование), так и содержательно (математическое или гуманитарное образование, углубленное или обзорное и т.д.).

• Образование по отношению к различным субъектам: отдельному человеку (студенту, преподавателю), коллективу, личности, обществу, государству, человечеству и др.

• Образование как система образовательных структур — учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное образование).

В содержании образования разделяются два аспекта — внешний (образовательная среда, учебные программы, учебники и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения, уникальные для каждого ученика — знания, способы деятельности, способности и др.).

В связи с этим важноопределение содержания образования: какие знания должны входить в него; чем руководствоваться при их отборе; как сделать механизм трансляции знаний более эффективным.

З нания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Кроме того, в содержании профессионального образования существует понятие «базисные знания», под которым следует понимать совокупность основных наиболее крупных целей преподавания курса. Они составляют как бы своеобразное ядро, которое связывается в единое целое посредством методов преподавания курса.

Умение - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до автоматизма и совершенства путем многократного упражнения.

Таким образом, дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих проблем:

1. Обоснование специфических целей и содержания высшего образования, социальных функций высшей школы.

2. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.

3. Осуществление оптимального выбора содержания, определение методов, организационных форм, технологий обучения и др.

Именно эти вопросы и будут рассмотрены в последующих лекциях.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково буквальное значение слова "дидактика" (его этимология)?

2. Что означает термин "образование" в узком и широком смыслах?

3. Дайте определение предмета педагогики как науки.

4. Какой из терминов имеет наиболее широкое значение: обучение или образование?

5. Является ли дидактикой теория самообразования, где учитель в реальном виде отсутствует?

1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…

- дидактикой +

- теорией воспитания

- педагогическим менеджментом

– педагогической технологией

2. Термин “дидактика” впервые ввел…

- В. Ратке +

- Я.А. Коменский

- Ж.Ж. Руссо

- И.Г. Песталоцци

3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…

- Я.А. Коменский +

- П.Ф. Каптерев

- К.Д. Ушинский

- А. Дистервег

4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами - это предмет …

- дидактики +

- технологии

- теории воспитания

- теории управления

5. Функциями процесса обучения являются …

- образовательная, воспитательная, развивающая+

- воспитательная, прогностическая, проектировочная

- образовательная, воспитательная, объяснительная

- развивающая, образовательная, прогностическая

6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…

- дидактическую систему +

- педагогическую теорию

- педагогическую систему

- дидактическую теорию

7. Учение понимается в дидактике как…

- деятельность учеников +

- взаимодействие учащихся и учителя

- восприятие новых знаний

- формирование умений

8. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов называется…

- преподаванием

- учением

- развитием интереса учащихся

- формированием личности

9.Доведенное до автоматизма действие называется

- навыком +

- умением

- знанием

- поведением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: