Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной. Несмотря на разные подходы к изучению лекции в системе вузовского обучения, многие авторы сходятся в том, что современная лекция должна быть гибкой, дифференцированной и многофункциональной. Часто лекция рассматривается как своеобразное педагогическое явление, существующее в традиционной системе обучения. Однако в связи с проблемой поиска способов интенсификации учебного процесса происходят и изменения в лекционном преподавании, при этом осуществляется отказ от установки на увеличение объёма предлагаемой информации на лекциях за счёт создания психолого-педагогических условий активизации мыслительного процесса, рассмотрения лекции как одного из способов управления самостоятельной, поисковой деятельностью студентов.
В связи с этим важно рассмотреть технологию лекционного преподавания через построение системы познавательной коммуникации преподавателя и студентов, причем данная коммуникация должна иметь проблемно-рефлексивный характер. Поэтому эффективность лекции во многом обусловлена наличием непрерывного контакта с аудиторией, предполагающего постоянную готовность ответить на вопросы слушателей, создание атмосферы дискуссии, установки на совместную творческую деятельность. Рассмотрим специфику различных видов лекций, используемых при преподавании педагогических дисциплин.
|
|
1). Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит студентов с назначением, целью и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований.
Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой. На этой лекции уточняются сроки и формы отчетности, знакомит с методикой работы над курсом.
2). Лекция-информация (лекция-монолог) ориентирована на систематизированное изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип монологического изложения лекционного материала в практике высшей школы. В то же время данный вид лекции требует высокого профессионального мастерства преподавателя, так как пассивное восприятие информации не становится знанием студента. Считается, что данная лекция не только представляет информацию, но и демонстрирует научный или профессиональный стиль мышления специалиста, помогает студенту освоить специфику научной или конструктивной мысли.
|
|
3). Обзорная лекция - это не краткий конспект, а систематизация научных знаний на более высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.