double arrow

Традиционные формы организации и проведения лекций

Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной. Несмотря на разные подходы к изучению лек­ции в системе вузовского обучения, многие авторы сходятся в том, что со­временная лекция должна быть гибкой, дифференцированной и много­функциональной. Часто лекция рассматривается как своеобразное педаго­гическое явление, существующее в традиционной системе обучения. Од­нако в связи с проблемой поиска способов интенсификации учебного про­цесса происходят и изменения в лекционном преподавании, при этом осуществляется отказ от установки на увеличение объёма предлагаемой информации на лекциях за счёт создания психолого-педагогических усло­вий активизации мыслительного процесса, рассмотрения лекции как од­ного из способов управления самостоятельной, поисковой деятельностью студентов.

В связи с этим важно рассмотреть технологию лекционного препода­вания через построение системы познавательной коммуникации препода­вателя и студентов, причем данная коммуникация должна иметь проблем­но-рефлексивный характер. Поэтому эффективность лекции во многом обусловлена наличием непрерывного контакта с аудиторией, предполагающего постоянную готовность ответить на вопро­сы слушателей, создание атмосферы дискуссии, установки на совместную творческую деятельность. Рассмотрим специфику различных видов лек­ций, используемых при преподавании педагогических дисциплин.

1). Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит студентов с назначением, целью и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специали­ста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, дости­жения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований.

Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой. На этой лекции уточняются сроки и формы отчетности, знакомит с методикой работы над курсом.

2). Лекция-информация (лекция-монолог) ориентирована на систематизированное изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей ос­мыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип монологического изложения лекционного материала в прак­тике высшей школы. В то же время данный вид лекции требует высокого профессионального мастерства преподавателя, так как пассивное воспри­ятие информации не становится знанием студента. Считается, что данная лекция не только представляет информацию, но и демонстрирует научный или профессиональный стиль мышления специалиста, помогает студенту освоить специфику научной или конструктивной мысли.

3). Обзорная лекция - это не краткий конспект, а систематизация научных знаний на более высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как пра­вило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разде­лов. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: