Эмоции в жизни делового человека

· Характеристика эмоций

· Причины отрицательных эмоций

· Формирование позитивного эмоционального состояния

Как важно в повседневном общении понимать истинные чувства собеседника! Почему он взволнован, разгневан, хмур или молчалив? Почему в разговоре не смотрит в глаза и даже отворачивается? Почему заливается краской стыда?

Не менее важно понять и себя, свои чувства. Отчего меня так раздражает именно этот конкретный человек? Почему я так быстро «завожусь», выхожу из себя? Почему не могу сдержаться в споре? Почему мне так трудно произнести добрые слова и признаться в своих чувствах? И еще много-много «почему», ответить на которые совсем не просто, но необходимо.

Давайте попытаемся разобраться, что такое эмоции, какую роль они играют в жизни человека и в каких случаях они приобретают негативное содержание. Эмоция (emoti с лат. - «потрясаю», «волную») - субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, в зависимости от их соответствия нашим потребностям. Любая новая ситуация или информация, которая способствует удовлетворению потребностей (или повышает вероятность их достижения), вызывает у человека положительные эмоции, а снижающая эту вероятность, неизбежно вызывает негативные эмоции. Таким образом, эмоции для человека служат универсальной мерой ценности всего происходящего, своеобразной «валютой мозга». Они регулируют наше поведение, «переключая» нашу деятельность с одного вида на другой. Мы выбираем такое поведение, которое помогает нам усилить, повторить положительные эмоции (радость, восхищение, интерес) и ослабить, предотвратить негативные (страх, огорчение, гнев). Но чаще всего делаем мы это бессознательно, бесконтрольно, что становится причиной досадных недоразумений в нашей повседневной жизни. Поэтому так важно научиться понимать свой собственный эмоциональный мир, управлять им, а так же влиять на проявления эмоций другими людьми.

Источники отрицательных эмоций многочисленны и разнообразны. Одни из них неизбежны, неотвратимы, другие трудно предотвратить, а иногда и предвидеть: природные бедствия, несчастные случаи, болезнь, семейные и служебные неприятности. Но существуют много отрицательных эмоций, источником которых являются люди – их поведение и поступки.

Следует отметить, что для человека одинаково опасны как избыток эмоций, так и их дефицит. Как же достичь оптимальной меры в эмоциональных проявлениях?

Прежде всего, следует навести «порядок в голове», осознав свои потребности и их значимость для вас (ведь именно потребности вызывают к жизни те или иные эмоции!). Важно сформировать такой набор (иерархию) потребностей, которые были бы оптимальны для развития личности, помогали ей ставить и достигать конкретные цели, получая на выходе максимальное удовлетворение, испытывая позитивные эмоции от процесса самореализации.

Поэтому, чтобы сохранить эмоциональный комфорт и не разрушить себя преждевременно, следует усвоить некоторые «прописные истины».

· Следует избегать катастрофических установок типа «все плохо», «все пропало» и т.п. Любую ситуацию следует оценивать объективно, реально, не драматизируя ее. Как утверждали древнегреческий философ Эпиктет, «людей расстраивает не само событие, а то, как они это событие воспринимают».

Оказавшись в неприятной ситуации, прежде всего, спросите себя: «Что меня ждет в самом худшем случае?» и приготовьтесь принять это как неизбежное. Затем просто подумайте, можно ли изменить ситуацию? Что для этого следует предпринять? Какую пользу из этого можно извлечь? Часто человек поддается панике только потому, что не дает себе времени подумать и проанализировать проблему, то есть не успевает «включить» сознание и увидеть то, что не лежит на поверхности. И отрицательные эмоции тут же берут верх!

· Любую эмоцию следует «отреагировать», то есть выпустить на волю. Это касается как положительных, так и отрицательных эмоций. Если этого не сделать, человек будет чувствовать себя некомфортно, пребывать в эмоциональном напряжении. Подумайте сами: когда мы описываем свои чувства, переживания, мы говорим о том, что нам хочется прыгать от радости, скакать от возбуждения, бить, рвать, метать от гнева и обиды и т.д. Другими словами, нам хочется действовать (ведь описываем мы эмоциональные состояния в глаголах!). Но если хочется, то почему не делаем? Ведь все знаем из личного опыта насколько легче становится нам, если можно выговориться, выплакаться, выкричаться. Не зря Вильям Блейк констатировал: «Я гнев на друга не скрывал и тотчас умиротворился. А вот врага я не ругал, но тем сильнее молча злился». Зачем подвергать себя дополнительным испытаниям и саморазрушению? Эмоции следует обязательно выпускать вовне, но так, чтобы не пострадали другие люди, чтобы не получилось по принципу «с больной головы на здоровую». Например, можно, оставшись одному в кабинете или в комнате, что есть силы стукнуть по столу или по стене кулаком, пнуть ногой стул, безжалостно скомкать лист бумаги и швырнуть его в мусорное ведро, пешком спуститься на первый этаж и подняться обратно и т.д. Главное – усилить двигательную активность, увеличить физическую нагрузку, почувствовать «мышечную радость» и тем самым снять эмоциональное напряжение, «разрядить» нервную систему.

· Не стоит жалеть себя ни при каких обстоятельствах. Жалость унизительна для человека именно потому, что она делает его слабым. А слабый человек не в состоянии владеть ситуацией и принимать разумные решения.

· Не позволяйте мелочам управлять вашей жизнью. Определите, что для вас главное, и старайтесь достичь этого. Помните: человек не может получить все и сразу, и за все, что он имеет или хочет иметь, он должен заплатить чем-то. Неприятные мелочи – это и есть самая малая плата за главное в жизни. Плохая погода, неприветливый взгляд, прыщик на кончике носа, не вовремя оторвавшаяся пуговица и множество других мелочей, способных отравить нам жизнь, на самом деле могут стать нашими союзниками, если научиться правильно к ним относиться.

· Умейте быть счастливым и получать удовольствие от всего, что вы делаете. Нет ничего хуже, чем делать что-то только потому, что так надо (надо кому-то - родным, знакомым, коллегам, начальнику, обществу и т.д., но не тебе). Человек, который терпит над собой «веление долга» как проклятие, заслуживает жалости, сострадания, но не уважения. Ведь если человек все делает правильно, «как должно», но сам не получает от этого радости, не испытывает внутреннего удовлетворения, он растрачивает себя впустую. Как говорили мудрецы, «не все, что человек хочет, он должен делать, но все, что он делает, он должен хотеть». Поэтому так важно научиться во всем, что вы делаете, находить хорошее и полезное для себя, «баловать» себя позитивными переживаниями и как можно чаще ощущать полноту и осмысленность своей жизни.

· Научитесь «не заражаться» негативными эмоциями других людей. Несомненно, вам приходилось испытывать раздражение либо злость, когда кто-то вел себя навязчиво, грубо, глупо. Возможно, он просто рисовался, бахвалился, приставал с просьбами, говорил без умолку, притворялся беспомощным либо вел себя вызывающе, агрессивно. На такое поведение сама собой напрашивается негативная реакция, и мы ее выдаем, не задумываясь о последствиях. А результат неутешителен: изменить поведение другого человека, перевоспитать его нам вряд ли удастся, зато себе настроение мы испортим обязательно и на довольно длительный срок. Поэтому нужно просто набраться терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию, предоставить другим возможность выразить свои эмоции (естественно, в допустимых пределах), не обижаясь на них и не поддаваясь собственным эмоциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: