Человек – биосоциальное существо

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Тематические элементы содержания: краткая характеристика

1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, структура личности.

Антропогенез (от гр. anthropos – человек и genesis – происхождение) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Основные теории происхождения человека:

Религиозная теория: Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория Палеовизита: Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа

Естественно-научные (материалистические) теории: А) Эволюционная (от лат. evolutio – развёртывание) теория: Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. Б) Трудовая теория: Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек – биосоциальное существо.

Биологическое существо: Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый

вид Homo sapiens (Человек разумный). Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. ← Условие, предпосылка существования человека.

Социальное существо: Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. ← Сущность человека.

Основные отличия человека от животного:

1) Обладает мышлением и членораздельной речью.

2) Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

3) В процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

4) Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5) Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность → должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

Характеристики человека:

Индивид (от лат. individuum – неделимый, неразделённый) – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. → Человек как отдельная особь среди других людей.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности → Человек как один из многих, но с учётом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.

Личность (от лат. persona – особа) – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни → Человек с социально значимыми качествами. ↓

Структура личности:

1) Социальный статус → Место человека в системе общественных отношений.

2) Социальная роль → Образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

3) Направленность → Потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации (См. 3.13. Социализация индивида).

Социализация: Развитие человека → Социальный опыт, культура → Социализация индивида → Личность

1.2. Мировоззрение, его виды и формы. Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, направленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм).

Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Структура мировоззрения: Знания. Духовные ценности. Принципы. Идеалы. Убеждения. Идеи.

Основные этапы формирования мировоззрения (Этап Наименование Его сущность):

I. Мироощущение. Чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.

II. Мировосприятие. Преимущественно чувственный, соединённый образ мира.

III. Миропонимание. Характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира.

Особенности мировоззрения:

1) Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2) Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.

3) В нём могут проявляться:

А) догматизм (от гр. dogma – мнение) – форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;

Б) скептицизм (от гр. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;

В) разумный критицизм.

4) Всегда связано с убеждением – устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

5) Определяет общую направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

6) Сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Классификация видов мировоззрения (Основания для классификации. Основные виды мировоззрения. Основные приоритеты). Основания для классификации:

1) Мировоззренческая основа: А) Теоцентризм (от гр. theos – бог) → Приоритет отдаётся Богу.

Б) Природоцентризм → Приоритет отдаётся природе. В) Антропоцентризм (от гр. antr pos – человек) → Приоритет отдаётся человеку. Г) Социоцентризм → Приоритет отдаётся обществу.

Д) Знаниецентризм (наукоцентризм) → Приоритет отдаётся знаниям, науке.

2) Вектор направленности: А) Прогрессивное → Приоритет перехода от более низких форм развития к высшим, движение вперёд, изменения к лучшему. Б) Реакционное → Приоритет перехода от более высоких форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему. В) Революционное → Приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия.

Г) Консервативное → Приоритет сохранения существующего положения. Д) Оптимистическое → Приоритет позитивного начала, уверенность в будущем. Е) Пессимистическое → Приоритет негативного начала, настроения безысходности, неверия в будущее.

3) Способ отражения действительности: А) Обыденное (житейское) → Порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. Б) Религиозное → Признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа – религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.). В) Философское (от гр. phileo – люблю, sophia – мудрость) → Теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Г) Научное → Теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания.

Мировоззрение. Значение:

1) даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

2) позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;

3) создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

1.3. Виды знаний. Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, житейское знание, научное знание, практическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, антинаучное знание.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Смысловые значения понятия «знание». Знание:

1) Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости. 2) Познавательно значимая информация. 3) Особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.

Виды знаний: (Его сущность):

1) Житейское. Носит эмпирический* характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.

(* Эмпирический (от гр. emperia – опыт) – основанный на человеческом опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств).

2) Научное. Понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).

3) Практическое. Овладение вещами, преобразование мира.

4) Художественное. Целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.

5) Рациональное (от лат. rationalis – разумный). Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

6) Иррациональное. Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся

парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.

7) Личностное. Зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:

1) Донаучное – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).

2) Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.

3) Паранаучное – внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием.

4) Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки.

5) Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Знание обеспечивается единством чувственного и рационального познания действительности.

Уровни (ступени) познания:

I) Чувственное: 1) Ощущение – отражение отдельного свойства объекта. 2) Восприятие – синтез отдельных ощущений, целостный образ объекта. 3) Представление – наглядный образ объекта без непосредственного контакта человека с объектом.

II) Рациональное: 1) Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. 2) Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте. 3) Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Особенности чувственного и рационального познания:

I) Чувственное: 1) Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта.

2) Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов. 3) Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

II) Рациональное: 1) Опора на результаты чувственного познания. 2) Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов. 3) Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

1.4. Понятие истины, её критерии. Основные понятия: объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, практика.

Различные трактовки понятия «истина»: 1) Соответствие знаний действительности. 2) То, что подтверждено опытом. 3) Некое соглашение, конвенция. 4) Свойство самосогласованности знаний. 5) Полезность полученного знания для практики.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина: 1) Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе.

2) Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина: 1) Неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания. 2) Знания, зависящие от определённых условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами.

Возможные критерии истины: 1) Соответствие законам логики. 2) Соответствие ранее открытым законам той или иной науки. 3) Соответствие фундаментальным законам. 4) Простота, экономичность формы. 5) Парадоксальность идеи. 6) Практика.

Практика (от гр. praktikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте.

Формы практики. Их направленность:

1) Материально-производственная: материальное производство (труд), преобразование природы. → На природную среду.

2) Общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.). → На социальную среду.

3) Научно-экспериментальная. → На природную и социальную среду.

Характерные черты практики:

1) Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

2) Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

3) Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

4) Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

1.5. Мышление и деятельность. Основные понятия: мышление, образное мышление, понятийное (теоретическое) мышление, знаковое мышление, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, мотив деятельности, цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат (продукт) деятельности, игра, общение, структура общения, учение, труд, творчество.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.

Биологическая основа. Головной мозг человека. → Мышление → Средство. Язык ← База. Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

Этапы процесса мышления. Их сущность:

1) Потребность (См. 1.6. Потребности и интересы). Интерес. Отделение неизвестного от известного. Стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое. Формулирование задачи.

2) Решение поставленной задачи – мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.

3) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

Характерные черты мышления:

1) По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

2) Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.

3) Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

4) Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.

5) Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.

6) Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

Типы мышления. Его сущность:

1) Образное. Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое). Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое. Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно → целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.

Характерные черты деятельности человека:

1) Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.

2) Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).

3) Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).

4) Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Основные компоненты деятельности:

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество). ↓ → ← Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).

МотивЦельМетоды и средстваПроцессРезультат (продукт).

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).

Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития

I. Игра – особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс–развлечение, отдых. Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в её процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками.

II. Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.).

Структура общения: 1) Субъекты – те, кто участвуют в общении (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом). 2) Цель – то, ради чего у человека возникает необходимость в общении. 3) Содержание – та информация, идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому. 4) Средства – способы передачи информации, идей, эмоций.

III. Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.

IV. Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.

Основные классификации деятельности:

1) Объекты и результаты (продукты) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей. Виды деятельности: А) Материальная (практическая) подразделяется на: материально-производственную и социально-преобразовательную. Б) Духовная подразделяется на: познавательную, ценностно-ориентировочную, прогностическую.

2) Субъект деятельности. Виды деятельности: А) Индивидуальная. Б) Коллективная.

3) Характер самой деятельности. Виды деятельности: А) Репродуктивная. Б) Творческая.

4) Соответствие правовым нормам. Виды деятельности: А) Законная. Б) Незаконная.

5) Соответствие моральным нормам. Виды деятельности: А) Моральная. Б) Аморальная.

6) Соотношение с общественным прогрессом. Виды деятельности: А) Прогрессивная. Б) Реакционная. 7) Зависимость от основных сфер общественной жизни. Виды деятельности: А) Экономическая. Б) Социальная. В) Политическая. Г) Духовная. 8) Особенности проявления человеческой активности. Виды деятельности: А) Внешняя. Б) Внутренняя.

Творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть → необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, её важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности:

1) Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

2) Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

3) Фантазия (от гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

4) Интуиция (от лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

1.6. Потребности и интересы. Основные понятия: потребность, биологические (органические, материальные) потребности, социальные потребности, духовные (идеальные, познавательные) потребности, разумные потребности, интерес.

Потребность – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека:

1) Биологические (органические, материальные): В пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.

2) Социальные: В общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

3) Духовные (идеальные, познавательные): В знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая (Классификация разработана американским психологом А. Маслоу).

Базовые потребности. Уровни проявления потребностей.

1) Первичные (врождённые): А) Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. Б) Экзистенциальные (от лат. exsistentia – существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

2) Вторичные (приобретённые): А) Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности. Б) Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте. В) Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей: 1) не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере; 2) потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.

Разумные потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (от лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Интересы: 1) По их носителю: Индивидуальные. Групповые. Всего общества.

2) По направленности: Экономические. Социальные. Политические. Духовные.

Интересы людей:

1) определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе;

2) направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей;

3) в большей или меньшей степени осознаются людьми являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности;

4) выражают направленность их личности, которая во многом определяет их жизненный путь, характер деятельности и т. д.

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Основные понятия: свобода, выбор, социальные условия реализации свободы, необходимость.

В истории общественной мысли проблема свободы чаще всего сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

1) Свобода – познанная необходимость. Последствия: Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

2) Свобода – возможность поступать так, как хочется. Последствия: Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей.

Необходимость – устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловлен ная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов.

Ядро свободы – выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями обусловливает диапазон выбора. Этот диапазон определяется ещё условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы
Социальные нормы Место человека в обществе Формы общественной деятельности Уровень развития общества
Свобода личности → Выбор
Социализация

Свобода – умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Свобода состоит не в воображаемой независимости от объективной необходимости, а в умении обоснованно принимать решения.

Познавая законы и процессы природы, человек действует не слепо, не стихийно, а со знанием дела, свободно. Быть свободным вне общества невозможно. Совершенно изолированный человек, даже если он сумел познать объективную необходимость, вряд ли может осуществить и самое мудрое решение. Свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные понятия: общество, основные сферы общественной жизни, специфические черты общества как системы.

Понятие «общество»:

1) В широком смысле слова. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

2) В узком смысле слова: А) Круг людей, объединённых общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание). Б) Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество). В) Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество). Г) Человечество в целом.

Общество характеризуется как:

1) динамическая саморазвивающаяся система: способна, серьёзно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определённость;

2) сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система: включает в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных обществу, выработано понятие «подсистема». Подсистема – промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни.

Основные сферы общественной жизни * (Деятельность людей и отношения между ними. Учреждения (организации)):

Основные сферы общественной жизни:

1) Экономическая. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

2) Социальная. Отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

3) Политическая. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

4) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека. (См. 1.6. Потребности и интересы).

(* Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, спорт, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые).

Характерные черты общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся системы;

1) Большое разнообразие различных социальных структур и подсистем.

2) Несводимость к людям, его составляющим: система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3) Самодостаточность: способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4) Динамичность, незавершённость и альтернативность развития.

5) Особый статус субъектов, определяющих развитие общества.

6) Непредсказуемость, нелинейность развития.

1.9. Основные институты общества. Основные понятия: социальный институт, экономические институты, политические институты, институты, действующие в духовной области.

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.

Основные комплексы социальных институтов. Социальные институты.

1) Экономические институты. Деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.

2) Политические институты. Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.

3) Социальные институты. Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

4) Институты, действующие в духовной области. Религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.

Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, в системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Значение. Социальные институты:

1) организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;

2) включают систему санкций – от правовых до морально-этических;

3) упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;

4) обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Понятие «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание):

1) В широком смысле слова. Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

2) В узком смысле слова. Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура * (*Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т. д).

1) Материальная культура. Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.

2) Духовная культура. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновидности: субкультуру (от лат. sub – под) и контркультуру (от лат. contra – против).

Культура. Основные формы:

1) Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.

2) Народная. Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы).

3) Массовая. Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, попкультура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры).

Разновидности культуры:

1) Субкультура. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определённой группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная).

2) Контркультура. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки. Основные понятия: наука, функции науки, научное познание, уровни научного познания, формы научного познания, научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория, методы научного познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, естественные науки, социальные науки.

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Наука:

1) Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.).

2) Отрасль духовного производства: А) Система научных исследований. Б) Опытно- конструкторские изыскания. → Основная продукция: Понятия, законы, теории.

3) Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принципов.

Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука:

← 1) Общество. Внутренние законы науки. А) Потребности развития общества. Б) Материальнотехническая база общества.

← 2) Внутренние законы науки. А) Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых). Б) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции). В) Сочетание процессов дифференциации и интеграции. Г) Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Функции современной науки (Наименование функции. Её содержание):

1) Культурно-мировоззренческая. Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры.

2) Познавательно-объяснительная. Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития.

3) Прогностическая. Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания: 1) Объективность добываемого знания. 2) Развитость понятийного аппарата (категориальность). 3) Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью. 4) Проверяемость. 5) Высокий уровень обобщения знаний.

6) Универсальность. 7) Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни научного познания:

1) Эмпирический. Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

2) Теоретический. Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания: Научный факт. Проблема. Эмпирический закон. Гипотеза. Теория.

Методы научного познания:

1) Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

2) Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация.

3) Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Научный факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема (от гр. problema – задача, задание) – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Теория (от гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности. Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodes – путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Наблюдение:

1) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования.

2) Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования.

3) Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт):

1) Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

2) Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования.

3) Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (от гр. analysis – разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (от гр. synthesis – соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности → связь анализа и синтеза – органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (от лат. inductio – наведение) - Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) - Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного (от лат. humanitas – человечество, человечность) знания.

Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы, поскольку без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Основные задачи: 1) Социального знания: Анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. 2) Гуманитарного знания: Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Особенности общественных наук:

1) Субъект и объект познания совпадают: общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2) Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.

3) Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде.

4) Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5) В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.

6) Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Важнейшие социальные науки (Наименование науки. Её сущность):

1) История. Наука, изучающая прошлое человеческого общества. 2) Культурология. Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре. 3) Политология. Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом. 4) Правоведение. Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. 5) Социология. Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных. 6) Философия. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. 7) Экономика. Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности. 8) Эстетика. Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

9) Этика. Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

1.12. Образование, его значимость для личности и общества. Основные понятия: образование, функции образования, непрерывность образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация процесса образования, компьютеризация процесса образования.

Образование – один из способов становления личности путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Основной путь получения образования – обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования (Наименование функции. Её содержание):

1) Экономическая. Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности.

2) Социальная. Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование – важнейший канал социальной мобильности.

3) Культурная. Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей.

Общие тенденции в развитии образования: Наименование тенденции. Её сущность.

1) Демократизация системы образования. Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоёв населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются.

2) Рост продолжительности образования. Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах → удлинение сроков обучения.

3) Непрерывность образования. В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии.

4) Гуманизация образования. Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям.

5) Гуманитаризация образования. Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе – таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний.

6) Интернационализация процесса образования. Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем.

7) Компьютеризация процесса образования. Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

1.13. Религия. Основные понятия: религия, вера, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, буддизм, христианство.

Смысловые значения понятия «религия». Религия (от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа).

1) Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

2) Совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность.

3) Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Главные признаки религии: 1) Вера в сверхъестественное – центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка всех религий. 2) Организованное поклонение высшим силам. 3) Стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).

Вера в сверхъестественное (в Бога). Религия – это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ (от лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение), ритуалы и иные формы практического воплощения веры.

Ранние формы религии (Наименование формы. Её сущность):

1) Тотемизм (от англ. totem на языке североамер. индейцев букв. «его род»). Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

2) Фетишизм (от порт. feitico – идол, амулет, талисман). Религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата.

3) Анимизм (от лат. anima – душа, дух). Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворённость природы.

Религии в современном мире:

1) Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день.

2) Национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций. → Иудаизм. Индуизм и др.

3) Мировые религии: Буддизм. Христианство: католицизм, православие, протестантизм. Ислам: суннизм, шиизм.

Признаки мировых религий: 1) Огромное число последователей во всём мире. 2) Эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп).

3) Пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). 4) Космополитичность, носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

Функции религии (Наименование функции. Её содержание):

1) Мировоззренческая. Задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

2) Компенсаторная (терапевтическая). Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации-снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение.

3) Коммуникативная. Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих – с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

4) Регулятивная. Упорядочивает определённым образом помыслы, стремления людей, их деятельность.

5) Интегрирующе-дезинтегрирующая. Объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание → сохранение стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да ещё и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция).

6) Культуротранслирующая. Способствует развитию определённых основ культуры – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

7) Легитимирующе-разлегитимирующая. Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как

должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция).

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (от гр. kirikon - дом Господний) – социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

1.14. Искусство. Основные понятия: искусство, предмет искусства, форма бытия искусства, виды искусства, функции искусства.

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Всё многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Форма бытия искусства – художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета – знака, который передаёт людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (станковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, натюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жанры), декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.

Специфика искусства как формы художественного познания: 1) Образность и наглядность. 2) Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т. д.). 3) Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта.

Функции искусства (По поводу содержания функций между сторонниками различных теорий ведутся споры.). (Наименование функции. Её содержание):

1) Общественно-преобразующая. Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества.

2) Художественно-концептуальная. Анализирует состояние окружающего мира.

3) Воспитательная. Формирует личность, чувства и мысли людей.

4) Эстетическая. Формирует эстетические вкусы и потребности человека.

5) Утешительно-компенсаторная. Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow