Налоги, их сущность и функции

Налоги – форма разнообразных обязательных платежей государству.

Налоги являются одновременно инструментом государственной политики и средством государственного макроэкономического регулирования, так как:

формируют доходную часть любого бюджета и обеспечивают экономическую стабильность,

воздействуют на доходы и производство,

обеспечивают сбалансированность и пропорциональность экономического и социального развития.

Налоги выполняют следующие функции:

фискальную, связанную с изъятием доходов в государственный бюджет;

распределительную (макроэкономическую), связанную с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода;

регулирующую (макроэкономическую), направленную на регулирование совокупного спроса и совокупного предложения, инвестиций, производства, инфляции и безработицы;

социальную, связанную с регулированием налоговых льгот и налоговых ставок, уменьшением дифференциации доходов населения;

стимулирующую, направленную на активизацию производства и инвестирование;

контрольную, обеспечивающую реализацию прав предприятий и государства; реализуется через принудительное подчинение закону.

Основными элементами налоговой системы являются: налоговая ставка, налоговая сетка, налоговая база, методы исчисления налога.

В зависимости от ставки различают следующие виды налогов.

Налоги с твердой ставкой – твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на 1 тонну нефти, газа) и не зависят от размеров доходов.

Пропорциональные налоги – средние и предельные налоговые ставки остаются постоянными при изменении размера дохода.

Прогрессивные налоги – это такие, которые возрастают при увеличении дохода. При определении этого налога устанавливают необлагаемый минимум, что позволяет достичь равномерности налогообложения.

Регрессивные налоги – такие, которые уменьшаются по мере роста облагаемой базы, что приводит к уменьшению общей налоговой суммы. Доля дохода, уплачиваемого в виде налога, уменьшается по мере роста облагаемой части. Регрессивные налоги усиливают дифференциацию доходов населения в пользу богатых, так как бедные платят больше.

Различают также прямые и косвенные налоги. Прямые – налоги на доходы или имущество налогоплательщиков (налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество). Уплачивается субъектами налогообложения.

Косвенные – устанавливаются на товары и услуги и взимаются с цены (НДС, акциз, таможенные пошлины).

В рыночной экономике применяют различные модели налоговых систем.

В социально-ориентированной экономике, где преобладает кейнсианская модель, налоги используются как источник поддержания жизненного уровня тех слоев населения, которые не могут обеспечить себе прожиточный минимум. В связи с этим решающую роль играет перераспределительная функция налогов, с помощью которой через бюджет страны перераспределяется ВВП.

Монетаристы, напротив, считают, что государство не должно вмешиваться в перераспределение общественного продукта и необходимо опираться только на рыночные механизмы его распределения. Использование монетарных принципов ведет к тому, что большая часть доходов общества распределяется горизонтально, минуя бюджет страны.

При составлении антикризисных и антициклических программ государством используются различные модели налогового регулирования.

Суммарная величина налогового изъятия зависит от размеров налоговой базы, налоговой ставки и методики расчета.

Суммарная величина налогового изъятия имеет свои границы, которые определяются размером налоговой ставки. Зависимость между ставкой налога и его суммарной величиной была исследована американским экономистом А. Лаффером (рис. 54). Он показал, что увеличивать налоговую ставку можно только до определенных пределов (30–50%), за границами которых начинает падать предпринимательская активность и объем собираемых налогов.

Кривая А. Лаффера

Рис. 54. Кривая Лаффера

R – объем налогообложения;

К – ставка процента;

Q – точка предельного поступления налогов.

Согласно данной кривой (см. рис. 55) увеличение налоговой ставки возможно до точки (Q), за пределами которой происходит сокращение налоговых поступлений. Это связано с уменьшением предпринимательской прибыли, неэффективностью инвестирования производства. Запредельное увеличение налогового бремени ведет к банкротству производителей и сокращению доходов, а следовательно и денежных поступлений в бюджет страны.

В целом, теория налоговых ставок А. Лаффера отражает лишь одно из направлений экономической мысли и является частью теории предложения, согласно которой более низкие налоги активизируют инвестиционную и инновационную деятельность, способствуя росту производства, занятости и доходов населения.

На практике определить оптимальную величину налоговых ставок невозможно, так как этот процесс связан с перспективами экономического развития страны, ее историческими, национальными особенностями и политикой государства.

Таким образом, налоги являются важным инструментом государственного регулирования и предназначены для поддержания стабильного экономического и социального развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: