Налоговая система представляет собой совокупность налогов и налоговых мер, устанавливаемых законом и обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы.
Всеобщность – охват налогами всех юридических и физических лиц, располагающих имуществом и доходами.
Обязательность – все доходы, облагаемые налогом, должны быть обязательно оплачены в установленные сроки.
Равнонагруженность – взимание налогов происходит по единым ставкам независимо от субъекта обложения.
Однократность – недопустимость многократного взимания налога с одного и того же объекта налогообложения.
Стабильность – ставки налоговых платежей и порядок их отчисления не должны часто изменяться.
Простота и доступность для восприятия.
Гибкость – налоги должны стимулировать приоритетные отрасли экономики.
Справедливость. Различают принципы горизонтальной и вертикальной справедливости. Горизонтальная означает, что налогоплательщики находятся в равном положении и уплачивают равные налоги; вертикальная означает, что налогоплательщики находятся в неравном положении и уплачивают неравные налоги.
Комплексное использование всех принципов предопределяет действенность налоговой системы, повышает ее эффективность.
Для определения эффективности налоговой системы рассчитывают эластичность налоговых платежей (рис. 55) и налоговый мультипликатор
(ф. 50).
N К – коэффициент эластичности налоговой
(налоговая К<1 ставки
ставка)
К=1
К>1
Р (налоговая база)
Рис. 55. Эластичность налоговых платежей
График и коэффициент эластичности налоговых платежей (см. рис. 55) показывают, как изменяется объем налогообложения по мере роста эластичности ставки налогообложения.
При К<1 снижение налоговой ставки меньше чем на 1% приводит к росту производства менее чем на 1%.
При К=1 снижение налоговой ставки на 1% дает рост производства тоже на 1%.
При К>1 снижение налоговой ставки больше чем на 1% дает рост производства более чем на 1%.
Мировая практика свидетельствует, что максимальная величина изъятия не должна превышать 35%. В промышленности России максимальная величина изъятия составляет 65 – 85%.
Эффективность налогообложения измеряется также величиной налогового мультипликатора (Мт), который определяется по ф. 50.
D ВВП
Мт = DТ (50)
где D ВВП – темпы прироста ВВП, %;
DТ – темпы прироста налогообложения, %.
Налоговый мультипликатор – это макроэкономический показатель иллюстрирующий рост ВВП в зависимости от величины налогового изъятия. Чем больше масса налогового изъятия, тем меньше прирост ВВП.
Таким образом, налоговая эластичность и налоговый мультипликатор являются важными характеристиками эффективности налогообложения общественного продукта.
Большую роль в повышении эффективности налоговой системы играет ее структура. В настоящее время в России сложилась трехуровневая система (рис. 56).
Рис. 56. Структура российской налоговой системы
Налоговая структура (см. рис. 56) позволяет выявить роль каждого налога и определить его целевую направленность. Кроме того, налоговая структура дает возможность совершенствовать процесс управления налогообложением.
Управление налогообложением осуществляется государством через налоговую политику.
Налоговая политика – это комплекс мер, реализуемых государством по эффективному использованию налоговой системы с целью развития производства и создания финансовых ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.
В переходных условиях налоговая политика государства направлена на:
повышение эффективности процесса производства;
стимулирование развития новых отраслей и реструктуризацию экономики;
создание условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов;
рост социальной устойчивости и решение важных социальных задач;
формирование эффективного финансово-налогового механизма экономического роста.
Таким образом, налоговая политика является составной частью экономической политики государства и важным инструментом комплексного государственного регулирования национальной экономики.