Бюджетная система как инструмент регулирования финансов

Центральное место в системе государственных финансов занимает бюджетная система.

Бюджетная система – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения необходимых социально-экономических функций государства.

Бюджетная система отражает движение денежных средств в процессе перераспределения ВВП, направляемого на финансирование хозяйства, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования, обеспечение обороны и управление обществом. Бюджетная система является инструментом государственного регулирования и с ее помощью осуществляется воздействие на экономическое развитие.

Бюджетная система имеет свои особенности:

является инструментом перераспределения ВВП;

пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями общественного развития;

бюджетное распределение является главным инструментом государственного регулирования.

Таблица 1

Структура федерального бюджета в 2006 г. 1

Доходы – 2583,1 млрд руб. % Расходы – 2354,9 млрд руб. %
  Налоговые платежи. Всего 92,7   Государственное управление 2,8
  НДС 34,1   Международная деятельность 1,2
  Налог на прибыль 6,6   Национальная оборона 15,2
  Акцизы 9,8   Правоохранительная деятельность 10,5
  Платежи за природные ресурсы 9,7   На промышленность, энергетику, строительство 2,9
  Налоги на внешнюю торговлю 17,5   На сельское и рыбное хозяйство 1,3
  Единый социальный налог 14,2   Транспорт, связь, информация 0,3
  Прочие налоги 0,8   На дорожное хозяйство 1,9
  Неналоговые платежи 7,3   На социально-культурные мероприятия 12,9
  Внешнеэкономическая деятельность 2,0   Государственный долг 9,4
  От использования государственного имущества 4,3   Расходы целевых бюджетных фондов 0,6
  Доходы от целевых бюджетных фондов 0,5   Помощь другим бюджетам 33,8
  Прочие платежи 0,5   Прочие расходы 7,2
  Итого     Итого  
        Профицит – 228,2 млрд р.  

1 Источник: Россия в цифрах в 2007 г. – М., 2007. С. 324.

Центральное место в бюджетной системе занимает федеральный бюджет.

Федеральный бюджет – финансовый план, где фиксируются доходы и расходы.

Федеральный бюджет рассчитывается на базе основных параметров экономического развития: темпов роста ВВП, уровня инфляции и т. д. Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях: распределительной, контрольной и фискальной.

Распределительная – связана с концентрацией денежных средств в руках государства и их использованием с целью удовлетворения общественных потребностей.

Контрольная – заключается в анализе экономических процессов, связанных с направлениями использования бюджетных средств.

Фискальная – направлена на сбор денежных средств для выполнения государством его функций.

Федеральный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – денежные средства, которые образуются за счет налоговых поступлений и различных платежей от предприятий, организаций и населения. Доходная часть бюджета регулируется посредством налоговых ставок и налоговых платежей.

Расходы бюджета – денежные средства, которые используются на нужды национального хозяйства, играют важную роль в функционировании государства.

В наиболее общем виде структура федерального бюджета имеет вид (табл. 1).

Различают целевое и безвозвратное расходование бюджетных средств. Целевое расходование бюджетных средств означает, что они используются строго на определенные государством цели: капитальные вложения, финансирование оборотных средств и т. д.

Безвозвратное означает, что государственные средства не возвращаются и не возмещаются.

Российская бюджетная система состоит из трех уровней.

Федеральный бюджет и внебюджетные фонды.

Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Местные бюджеты.

Выделяют также консолидированный бюджет, включающий бюджет федерации и бюджеты субъектов федерации.

Бюджет бывает дефицитным или профицитным. Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами. Профицит – превышение доходов над расходами. Среди основных причин дефицитности бюджета можно выделить следующее:

рост расходов, вызванный крупными государственными вложениями в развитие экономики;

увеличение расходов, связанных с чрезвычайными обстоятельствами;

циклическое падение производства, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию.

Для преодоления бюджетного дефицита применяют следующие меры:

сокращение бюджетных расходов;

денежная эмиссия;

изыскание дополнительных доходов;

одалживание денег.

Таким образом, бюджет является основой регулирования экономического развития.

С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг.

Государственный долг – текущая и накопленная задолженность, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг – это долг государства населению и хозяйствующим субъектам своей страны.

Внутренний долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет). Для оценки внутреннего долга рассчитывают отношение между внутренним долгом и размером ВВП. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает, что величина его сокращается (в 2003 г внутренний долг составлял – 314,7 млрд руб.)

Основной причиной внутреннего долга является высокая процентная ставка и выпуск высокодоходных государственных ценных бумаг (ГЦБ), что ведет к следующим последствиям:

предприятия и население приобретают ГЦБ вместо инвестирования денежных средств в производство, что сокращает основной капитал;

повышается конкуренция частных и государственных ценных бумаг, что сокращает инвестиции;

возрастают долговые выплаты государства, что делает эти выплаты невозможными.

Таким образом, внутренний долг государства – это результат повышения процентной ставки без использования мер, направленных на повышение объемов национального производства.

Внешний долг – задолженность государства физическим, юридическим лицам и правительствам других стран (в 2003 г. внешний долг России составлял – 121 млрд. дол.). Основными причинами внешнего долга являются:

прямое заимствование денежных средств у иностранных государств или частных компаний;

продажа ГЦБ другим государствам, физическим и юридическим лицам.

Последствия внешнего долга более тяжелые, так как государство вынужденно отвлекать часть бюджетных средств для оплаты.

Кроме того, при предоставлении иностранных займов могут выдвигаться различные политические и экономические требования, «неудобные» для страны-заемщика.

Величина внутреннего долга ограничивается законодательно. Для этого используют следующие критерии:

доля внешнего долга по отношению к ВВП не должна превышать 30%;

отношение годового объема выплат по внешнему долгу к годовому объему валютных поступлений не должно превышать 25%.

Для погашения внешнего долга осуществляют следующие меры:

продажа золотовалютных резервов;

реструктурирование долга;

перевод краткосрочной задолженности в среднесрочную;

Таким образом, государственный долг – результат внутренних и внешних заимствований, связанных с бюджетно-финансовой деятельностью государства и дефицитностью его бюджета.

Если платежи по внешнему долгу составляют более 30% федерального бюджета, то формируется долговая экономика, что приводит к следующим последствиям:

сокращается доля бюджетных средств, предназначенных для использования в национальной экономике;

значительно возрастает доля теневого сектора;

снижается доля государственных доходов в ВВП и доля потребления населения;

сокращается приток инвестиций и сдерживается экономический рост;

увеличивается размер налогообложения, снижается экономическая активность предпринимательства;

усиливается демонетизация, бартеризация и долларизация экономики;

происходит перераспределение доходов в пользу богатых.

В этих условиях возникает необходимость управления государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимают действия государства, направленные на погашение государственного кредита, а также на привлечение новых заемных средств.

Погашение государственных кредитов осуществляется двумя путями: из бюджетных средств и через рефинансирование (выпуск новых ГЦБ для расчета с держателями ценных бумаг прошлого выпуска).

Методы управления государственным долгом таковы: конверсия и консолидация.

Конверсия – изменение доходности ГЦБ (увеличение, уменьшение выплат по ценным бумагам). Консолидация – изменение сроков заимствований (превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные).

Таким образом, государственный долг – это сложное финансовое образование, для сокращения которого необходим особый механизм, связанный с использованием рациональных методов управления долговыми обязательствами. Продуманная бюджетная политика государства позволяет использовать бюджет как финансовый инструмент регулирования экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: