double arrow

Рекомендации к составлению вопросов (ПРАВИЛА 13 «НЕ»)


Вопрос не должен:

· содержать частицы «не»;

(Вы не разрешите задать вам вопрос?; вы не хотели бы рассказать немного о себе и своей семье?)

· быть длинным (не более 8-10 слов);

(Вы когда-нибудь, на протяжении, по крайней мере, двух месяцев отмечали в специальной тетради, как меняется ваше настроение изо дня в день, постепенно переходя из подавленного в радостное и обратно?)

· содержать сложные речевые обороты;

· содержать специальные научные термины, непонятные собеседнику;

(В какой степени фрагментарно депривирован ваш зрительный анализатор? Как давно вы заметили симптомы ПТСР?)

· быть слишком общим, расплывчатым;

· быть двусмысленным, дающим возможность для различных толкований;

(С каким настроением вы ходите на работу?; как живете?)

· требовать хорошей памяти или исключительной наблюдательности собеседника;

(Расскажите, когда ваш ребенок первый раз плохо спал?; повторите, какими словами мы в прошлый раз закончили беседу)

· навязывать собеседнику ответ или вызывать желание угодить ответом

(У вас появилось доверие к психологу?)

· вызывать недоверие, опасение или страх разглашения тайны;

(Кому из своих родственников вы завещаете квартиру в случае неожиданной кончины?)

· быть бестактным, касаться интимных сторон жизни, задевать самолюбие собеседника, его престиж;

· провоцировать слишком лаконичный ответ, типа «да» или «нет»;

(Часто у вас меняется настроение?)

· ставить собеседника в неловкое положение (Меновщиков В.Ю., 1997, Шеховцова Л.Ф., 1996, Хухлаева О.В., 2001).

Никкол Б. (1993) приводит канву вопросов, отражающих стратегию хода консультации, направленных на раскрытие поведения клиента:

· Когда эта ситуация возникла последний раз (впервые)?

· Как вы в ней действовали?

· Кого еще затрагивает эта проблема?

· Как они реагируют в этой ситуации?

· Когда вы были способны контролировать эту ситуацию более эффективно?

· Как вы пытались решить эту проблему раньше?

· Что изменится в вашей жизни, когда эта проблема перестанет беспокоить вас?

Информация, полученная консультантом на эти конкретизирующие вопросы, позволит ему сделать самостоятельные выводы о поведении клиента, а не довольствоваться выводами-обобщениями клиента, которые могут носить ложный характер в силу ряда причин. Вопросы могут помочь клиенту прояснить ему его проблему, если они содержат в себе информацию, которая является "неожиданной", новой для клиента (Хухлаева О.В., 2001).

Может быть полезной определенная последовательность в формулировке вопросов:

· вначале вопросы отражают внимание и интерес к клиенту,

· далее задаются более сложные вопросы, которые требуют определенных размышлений клиента.




· потом можно задать более интимные вопросы.

· в конце беседы - уточняющие вопросы (Кочюнас Р., 1999).

Следует помнить, что через 20-25 мин. наступает утомление, и беседу следует разнообразить.

Если клиент испытывает трудности в рассказе о себе, в самораскрытии, можно предложить ему (попытаться) задать вопросы самому себе. Можно спросить его, какой бы вопрос показался ему самым дерзким, нахальным.

Искусство подсказки.Важным умением консультанта является "подсказка". Подсказка — это вербальная тактика помощи клиенту, когда он затрудняется говорить о себе, определить свою проблему более конкретно.

Подсказка может быть двух видов:

1. Консультант подчеркивает, выделяет несколько слов или фраз из
предыдущих ответов клиента;

2. Просьба повторить или рассказать подробнее, если консультант,
прежде чем двигаться дальше, хочет прояснить что-то.

Подсказка может быть как вербальной, так и невербальной (Хухлаева О.В., 2001).

Нерефлексивное слушание.По существу, это умение молчать, не вмешиваться в речь собеседника. Такой прием эффективен в напряженной ситуации, когда клиент переживает эмоциональный кризис и ему нужен "резонатор", а не советчик. Короткие междометия, кивки головой приглашают клиента высказываться свободно и непринужденно.

Выяснение.Эта техника позволяет консультанту с помощью вопросов выявить особенности восприятия клиента (то, что человек видит), интерпретаций (значение, которое человек придает увиденному и услышанному), проекций, ожиданий (от себя и окружающих), убеждений (которые часто лежат в основе невротических ожиданий) и т.д.



Ободрение и успокаивание.Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Хорошо", "Так" и т.п. Довольно распространена выражающая одобрение реакция: "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку - основу консультативного контакта. Атмосфера поддержки, в которой клиент чувствует себя свободно, позволяет исследовать возбуждающие тревогу аспекты самости, что особенно рекомендуется в ориентированном на клиента консультировании (Кочюнас Р.,1999).

Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. Это тоже короткие фразы консультанта, выражающие согласие: "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого", "Вы поступили правильно", "Время от времени каждый чувствует себя так же", "Вы правы", "Это будет нелегко", "Я не уверен, однако думаю, что Вы можете попытаться", "Я знаю, что будет тяжело, но Вы не только можете, но и обязаны это сделать" и т.д (Кочюнас Р.,1999).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: